Он изучал философию, математику и декоративное искусство.... Он увлекался коллекционированием, игрой в шахматы, верой в буддизм, изучением археологии, астрологии, и восточными единоборствами...
Но в какой-то момент понял: О чем думаешь - можно сказать по-другому.
Весь вопрос, чтобы общество в твоем творчестве узнало себя. И он отправился на мусорку - создавать ассамбляж.
Это началось в 60-е. Он - эдакий франко-американский шестидесятник, взял, да вытащил на сцену искусства мусор. Причем, не стесняясь, во всем многообразии и громадном объеме, и назвал свои произведения аккумуляциями.
-Нате ! Глядите! Хлопайте в ладоши!
Конечно, пионером в этом деле был Дюшан со своим самым одиозным реди-мэйдом - писсуаром и мейнстрим-идеей, что объектом искусства должны выступать "готовые вещи".
Но Арману было что сказать. Он увидел, что лингвисты ошибаются: "Мусор" надо всегда писать с большой буквы, и тогда Мусор больше расскажет о человеке, чем сама автобиография или протокол допроса.
И он собирает выброшенные автомобили, велосипеды, музыкальные инструменты, печатные машинки, часы, одежду и обувь, организуя их по признакам подобия.
Противогаз вступит в армию камикадзе, которым не страшна химическая атака. Ведь "количество собранных вместе объектов меняет их качество и облик", - как скажет Арман.
Заскучал велосипед? Найдем ему супругу.
Жмут туфли? Пусть потренируются друг на друге.
Ваш музыкальный инструмент стал полем сражения? Организуем новое Ватерлоо!
От мусорки он еще придет к абстрактному экспрессионизму, где вычленить художественный образ сложнее. Но он попробует...
Он прочувствует этот острый конфликт материального и духовного - создаст символичные скульптуры, символизирующие всю остроту проблемы, раскрывающие разные грани общественного сознания.
Но смена направлений в творчестве - зачастую весьма болезненный период. Не без риска. Рискнул и наш Арман.
Свой перформанс он решил посвятить восстановлению Великой Китайской стены. Правда упустил, что стены могут возникать и в мозгах.
И вот история его провала:
В Пекине банкет с участием западных деятелей культуры и китайских высокопоставленных лиц. Арман на глазах публики разбивает о стену скрипку. Из её осколков будет панно, предназначенное для продажи с аукциона. Возмущению публики не было предела. Французская делегация быстро ретировалась.
Расчет на китайских покупателей во время аукциона следующего дня, с трансляцией по ТВ на Париж, Лондон и Нью-Йорк не сработал.
Арман, дабы не пасть лицом в грязь, сам приобретет свои работы.
Конечно, Арман открыл не одну консервную банку смыслов, ему не раз приходилось их глотать, не запивая. Но он навсегда забронировал свое место на парковке искусства.
Услышали ли мы его сейчас, на пороге мусорных катастроф?
Когда в Парижском Пер-Лашез, на нижней ступени памятника, под скульптурой разбитой скрипки Вы увидите табличку "Наконец-то один!" и подпись - значит, не ошиблись!
Здесь лежит человек, который искал вдохновение в мусоре, а в людях - мусор. Нашел то и другое. Он так думал - он так творил искусство.
О других современных художниках читайте:
1. Кто эта женщина, чей автопортрет самый дорогой в мире?
2. Марек Ланговски. Невыносимое скольжение бытия
3. Инсталляции Аниша Капура - искусство или не искусство?