Источник: https://vk.com/heropriest?w=wall-76137996_628282
И до рукоположения я прекрасно представлял себе радости и трудности пастырского служения: у меня было много друзей священнослужителей, я проучился 8 лет в Духовной Семинарии и Академии, прочитал массу спецлитературы по пастырскому служению. Так что до рукоположения мне казалось, что священство сюрпризов не преподнесёт.
Но реальность всё же оказалась чуть иной. Ошеломительным открытием моего личного священнического опыта стало, не побоюсь назвать вещи своими именами: потребительское и эгоистичное отношение людей (прихожан и захожан) к священнику, к Церкви, к вере и к Богу........
До рукоположения я думал, что, когда люди увидят, что я, как "пастырь добрый", всю свою жизнь полагаю за овец (радею о проповеди, всё своё свободное время трачу на решение духовных и житейских вопросов обращающихся ко мне, с самоотдачей совершаю богослужения и требы и проч.), то со стороны людей я увижу благодарность, желание исправляться и налаживать жизнь, какую-то активность в деле христианской любви и служения ближним. Увы... Только: дай, проводи с нами больше времени, ещё больше решай НАШИ вопросы и ничего от нас не требуй и не жди.
...Сейчас много говорят о том, чтобы требы, свечи в церковной лавке и проч. были бесплатными. Приведу пример. Когда меня рукоположили, меня назначили настоятелем в один пригородный храм. Я отменил плату за требы и свечи и установил ящик для пожертвований. Я обращался к людям с просьбой жертвовать столько, сколько они посчитают нужным. Через два месяца мой приход был в таком катастрофическом минусе, что только долг за свечи, приобретённые в епархии, исчислялся пятнадцатью тысячами рублей (на 2000-й год). За Таинство Крещения люди кидали в кружки 50 или 100 рублей, за восковую свечу (я брал такие, чтобы не попортить фрески и иконы), себестоимость которой была 70 рублей, бросали в кружку 10-20 рублей...
На Рождество Христово я заказал подарки, 200 подарочных наборов для детей. Помогли спонсоры. За подарками, когда разлетелась молва, пришли сотни людей, которых я никогда не видел. Они не только не имели отношения к приходу, они к христианству не имели никакого отношения. Подарки закончились, и те, кому подарков не досталось, начали скандалить и ругаться, что им не досталось.
Про отношение людей к священнику приведу такую курьёзную и совершенно реальную историю. Одна прихожанка хотела со мной встретиться и побеседовать. Это было за две недели до моего отпуска. И она посетовала, что как раз в эти две недели занята на работе и не сможет прийти в храм на беседу.
– Батюшка, что же делать?
– Ну, давайте встретимся до вашей работы или после или договоритесь на работе, уйдите пораньше…
– Мне, батюшка, это не совсем удобно… Что же делать?..
– Не знаю, через две недели я из города уезжаю.
– Но мне очень надо с вами встретиться и поговорить. Может быть, батюшка, вы что-то предложите?
– Ну, хотите, я отпуск отменю?..
– О! А вам это удобно?!
Я никогда не осуждаю батюшек, которые вместо того, чтобы тратить время на душепопечение прихожан, бегают по требам. В последнем случае они хоть деньги принесут в семью, тогда как духовное окормление, пастырская-психологическая помощь, воскресные школы, катехизация и прочее никаких средств не принесут. По умолчанию люди считают, что священник всё это и должен делать, но никто не задастся вопросом: на что священнику жить и содержать семью?
Я не хочу сказать, что отдавать всего себя и ничего не получать от людей в ответ - это тотальная ситуация. Небольшой процент людей умеет ценить время священника и быть благодарным за те труды, что священник им отдаёт, но, увы, это очень небольшой процент. Вот это потребительство и эгоизм было первым моим грустным открытием.
Здесь даже не в том дело, что эти люди не благодарны лично пастырю и не поддерживают его. Эти люди вообще не спешат предпринять какой-то посильный подвиг любви по отношению к ближнему. Люди молятся Богу: "дай, исполни мою просьбу". И их благодарность Богу в лучшем случае ограничивается копеечным благодарственным молебном. Тогда как настоящая благодарность подразумевает ответную любовь по отношению к тому, в ком сияет Образ Бога, - к нашему ближнему.
Много раз требовалась какая-то помощь моим прихожанам, и я обращался в храме с просьбой откликнуться, даже не деньгами, а временем, силами своими. И очень редко мой призыв находил отклик. Я понимаю: у всех дела, у всех семьи, но вот эта замкнутость на себе и на своих проблемах, мне кажется, тоже нехороший симптом, печально характеризующий наших верующих.
Ещё один момент: нежелание людей меняться. Самым тугоплавким, плотным и не поддающимся обработке веществом на планете считается осмий. Думаю, что человек ещё менее подлежит изменению... Когда я не был священником, я думал, что моя активная проповедь и работа с людьми может реально расположить их к добру и вразумит отказаться от зла. Не тут-то было. Медленно, буквально по сантиметру, человек движется вперёд. От исповеди к исповеди всё та же злость, лень, обман, потакание греху. Но процесс идёт. Лучше духовную работу начинать с молодости, но вообще, в любом возрасте, если человек начинает работать над собой, ему удаётся пройти какой-то путь и достичь успехов.
Но вот эта медленность изменения людей тоже для меня была своего рода священническим открытием.
протоиерей Константин Пархоменко