Найти тему

Сторителлинг, как индустрия и глобальный национальный проект.

«Про зайцев, Сеня, не актуально!..» к/ф «Бриллиантовая рука».

Снова и снова приходиться отвечать на один и тот же вопрос: на кой ляд ты, Кирилл Палыч, занимаешься этим Сторителлингом (прости, Господи…)? Дел других что ли нет, как байки травить и серьезных людей отвлекать? Буду отвечать снова и снова, потому что большинство людей, которые, пусть и слышали слово сторителлинг, даже приблизительно не догадываются, что это такое. И как далеко этот сторителлинг стоит от простого рассказывания историй. А главное, насколько он шире, глубже и фундаментальнее.

Конечно, тут неразберихи добавили «новоиспеченные эксперты», которые будучи уверенными, что уж рассказывать истории и беседовать умеет каждый, а значит и они, а значит и они могут ЭТОМУ обучать… Ну, и только сильнее все и всех запутали.

Так вот… Я сторителлингом занимаюсь не только потому, что в скором будущем, это станет ОГРОМНОЙ ИНДУСТРИЕЙ, в которой создание качественного контента для различных гаджетов (сколько сейчас гаджетов и сколько они требуют контента) будет малой частью. И не возможно себе будет представить человека, который основами сторителлинга не владеет. Ему просто не будет места ни на одном из новоформирующихся рынков грядущего будущего. Касается ли это политики, бизнеса, социальной сферы, образования, искусства, медицины, спорта, армии, управления… Но…для меня сторителлинг, это, прежде всего, национальный проект.

Это погружение через истории о себе в истории своих родителей, истории своего рода и, как результат истории пространства и культуры всех людей, что живут, соприкасаясь друг с другом, в этом пространстве. Пока у этих людей есть серьезные проблемы по части основного социального навыка, навыка коммуникации. Сегодня наш российский человек, это очень закрытое от внешнего мира существо. А какие-то экстравагантные высказывания отдельных представителей, равно как и групп людей, лишнее тому подтверждение. Нас не учили рассказывать о себе и о том, что для нас внутренне важно. Нам не предоставляли возможностей и пространств для таких выступлений. Мало того, вся наша история приучала нас к тому, что говорить «о себе и важном для себя» не только бесполезно, но и опасно. У нас сформировалась нация «агентов нелегалов». Мы «чужие среди своих».

Прежде всего, мало кто из нас может твердо ответить на вопрос «кто я?» «зачем я здесь? «куда я иду?» «какие мои ценности?» Потому что, не приучены с детства описывать себя. Вспоминать свои истории преодоления. А потому даже память о себе у нас, как у рыбы. «Чего вспоминать? И вспоминать-то нечего…» Так говорят даже взрослые, социально реализованные люди. И когда таких каждый первый, очень трудно общаться (находить общее). Не понятно вокруг чего это общее строить. А когда трудно находить общее, трудно вообще что-либо СТРОИТЬ, ТВОРИТЬ. Зато разрушать и ломать, - пожалуйста.

Наверное, еще и поэтому мы все живем внутри не прекращающихся «судов над нашей историей». Начиная с Ивана Грозного. Дальше просто лень заглядывать. Петр то не правильно сделал. Екатерина, это. Ну а уж как 20 век начался, тут вообще невиновного не найдешь. Все замазаны. Царь батюшка, белая гвардия, красная армия, силовики, священники, ученые (и это мы еще национальностей не касались). Как же тут простому человеку голову поднять, когда у него в роду и те, и другие, и третьи, и четвертые. И так у всех даже у тех, кто страстно ненавидит Сталина за репрессии. Коммунистов за весь совок. Ленина за революцию и красный террор. Ученых за Лысенко. Священников за РПЦ. Органы и суды за Голунова и «московское дело». Шестидесятников за то что «оттепель» просрали. Семидесятников за застой. Восьмидесятников за развал Союза. Девяностников за лихое время. Всех остальных за Путина…

История, вместо того, чтобы стать не только фактором самоопределения и объединения, становиться яблоком раздора. А если заставить этих «судей» вспомнить историю своего рода, сразу окажется, что на скамью подсудимых придется сажать себя, как часть тех, кого они осуждают. Я по себе могу сказать, чем больше вспоминаю историй себя, родителей, своего рода, тем примиримее (не путать с «терпимее») становлюсь ко всему своему окружению. И сразу общаться хочется. И знаю о чем. Поэтому я глубоко убежден, что сторителлинг, как дисциплина и образовательная программа должна начинаться у ребенка с начальной школы. С начальной школы человек должен начать «разбираться в себе» и результаты этих исследований уметь доносить до любой аудитории уверенно и четко.

Я уже писал, что к выпускному классу у ученика должны быть два главных навыка – «осознанное предназначение» и «осознанные ценности». У каждого из них должен быть сформирован свой сторибанк с историями о себе в сегодняшнем дне и до историй самого дальнего известного предка. Такое «родоведение». Это наши корни. Это наша коммуникативная уверенность и оптимальная открытость внешнему миру. Это наше любопытство и любознательность вместе с искренним интересом к этому внешнему миру.

И, конечно, школой не должно заканчиваться. В каждом государственном или частном коммерческом или бюджетном предприятии должны быть свои отделения сторибанков и сторителлинг департаменты, помогающие вписывать личные истории сотрудников в глобальные контексты корпораций и сообществ. Нации… Вот такие задачи ставит перед нами русскоязычными людьми наступивший уж двадцать лет как 21 век. А когда он только начинался в 2005 году на одном из американских сайтов, посвященных сторителлингу, где выступали директора по развитию World Bank, известные фандрайзеры и благотворители, участники предвыборных компаний различных уровней, я увидел статью одного из этих достойных людей, которая была озаглавлена: «Сторителлинг – паспорт 21 века». То есть документ, без которого человек вычеркнут из социальной жизни. Вот вам и «травля баек»… и «написание продающих текстов»…