Вчера свет увидел японский фильм "Королева Загитова: правда о её карьере", посвящённый нашей Олимпийской Чемпионке, фигуристке, собравшей полный комплект наград, имеющихся в фигурном катании, Алине Загитовой.
Самой большой резонанс вызвало интервью её тренера - Этери Георгиевны Тутберидзе.
Приведём его перевод, предложенный изданием "Спорт день за днём":
– Когда пришла Алина, я подумала, что это хороший материал. Еще она была хорошо натренирована. К тому же было видно, что она пытается меня понять. Так что я сразу сказала ей «да». Никогда не ощущала в ней особого таланта. Катание у нее было не очень хорошее, а прыгала она только риттбергер. Но ее взгляд меня покорил. Он как бы говорил: «Спасите меня». В то время она была на грани отчаяния.
Ее особенность была в красоте и грации. Некоторых фигуристок нужно учить, как вставать в ту или иную позу. Алина просто вставала в позу и это было прекрасно. Ее сила была в том, что она чувствовала правильную позу.
– В какой-то момент она ощутила, что скоро станет звездой, что теперь у нее все будет хорошо, – комментирует тренер эпизод, когда выгнала Загитову из команды. – В такие моменты спортсмены перестают добиваться своих целей, перестают развиваться. Но ничего нельзя достичь, если этого не хочет сам спортсмен. Поэтому, если я кому-то делаю предупреждение, а он его игнорирует, то мне остается только сказать «до свидания».
Самый интригующий момент – когда Алина приняла решение о прекращении карьеры.
– Она нам сказала: «Прекратите меня заставлять».
Алина у нас постоянно заканчивала, а мы ее возвращали, она заканчивала – мы возвращали. Мы ее заставляли. Говорили: «Давай подписывай, ты не имеешь права заканчивать». А здесь, она, видимо, посчитала, что ей нужно дать состояться.
Летом она никогда не хочет входить в сезон, это тяжело для нее. Мы проговорили с ней, что едем на Japan Open, на этапы, а дальше смотрим на ее настроение. Заставлять ее, форсировать в этом сезоне не хотели.
Сказанное вызвало среди болельщиков бурю негодования. Этери Георгиевну обвинили в том, что она сливает Алину, всячески её унижает и вообще продвигает птицу тройку - Косторную, Щербакову и Трусову. То, что помимо девочек в фильме показывают Юзуру Ханю и Рику Кихиру, судя по всему, никого не смутило.
Но так ли ужасно её интервью? Давайте разбираться.
Добрые слова про грациозность, выучку и понимание трогать не будем. К ним претензий быть не может ни у кого. Есть смысл уделить внимание остальному.
Пункт первый.
Я почувствовала, что у меня есть хороший «материал», чтобы сделать ее сильной спортсменкой.
Многих смутило слово "материал". Но оно не является ругательством и не означает, что к спортсмену/танцовщику не относятся по-человечески. Это термин, подразумевающий данные, которыми обладает спортсмен, в том числе и презентационные. В начале работы тренер оценивает перспективность сотрудничества с фигуристом и делает свои выводы. Всё. Не надо искать тёмных кошек в чёрной комнате. Иногда термин - это просто термин.
Пункт второй.
Никогда не ощущала в ней особого таланта. Катание у нее было не очень хорошее, а прыгала она только риттбергер.
Можно как угодно относится к Этери Георгиевне, сомневаюсь, что есть люди, которые её слепо обожают, но то, что она берёт себе в команду спортсменов, которые не являются именитыми, и делает из них звёзд - правда.
Вот, например, три протокола Алины Загитовой за несколько месяцев до перехода в "Хрустальный".
Из них становится ясно, что Тутберидзе говорит истинную правду. 25 место из 28 человек - не самый лучший результат в карьере любого спортсмена. Из тройных - только риттбергер, да и тот порой исполняется с галками.
Но Этери Георгиевна обратила внимание на Алину, взяла девочку к себе и развила её способности. Что из этого вышло, все в курсе. Знал бы мир о существовании такой фигуристки, если бы не её тренерский штаб? Меня терзают смутные сомнения, что очень вряд ли.
Пункт третий.
В какой-то момент она ощутила, что скоро станет звездой, что теперь у нее все будет хорошо, – комментирует тренер эпизод, когда выгнала Загитову из команды. – В такие моменты спортсмены перестают добиваться своих целей, перестают развиваться. Но ничего нельзя достичь, если этого не хочет сам спортсмен. Поэтому, если я кому-то делаю предупреждение, а он его игнорирует, то мне остается только сказать «до свидания».
Здесь претензий ни к чему, кроме как к строгости тренера быть не может. Из команды за вот такое вот расслабленное поведение она просила уйти не только Алину, но и других спортсменов. Но Загитовой дала шанс вернуться, и спортсменка им воспользовалась на все 100%.
Всем известно высказывание Этери Георгиевны, позаимствованное у великой Ирины Винер: " На пьедестале ты чемпионка, но, как только с него сошла, ты - никто и звать тебя никак". И с этим трудно поспорить. Да, регалии - это прекрасно, но конкуренты не дремлют. И если ты сегодня выиграл, это не значит, что завтра тебя не обойдут. И это справедливо в отношении любого спортсмена. Стоит дать слабину, как всё может измениться.
Опять же правила для всех одинаковы, и именно это помогает добиваться результатов.
Пункт четвёртый.
Она у нас постоянно заканчивала, а мы ее возвращали, она заканчивала – мы возвращали. Мы ее заставляли. Говорили: «Давай подписывай, ты не имеешь права заканчивать». А здесь, она, видимо, посчитала, что ей нужно дать состояться.
Сильно сомневаюсь, что эта информация стала открытием для русских фанатов, следящих за фигурным катанием.
Такие отношения Алины и тренерского штаба никогда не скрывались. Ни то, что она убегала в коньках на поле и её ловили, ни то, что писала записки сама себе с обязательствами, которые надо выполнить, а то мотивации не хватало, ни то, что фигуристку всем штабом уговаривали остаться. Об этом в интервью не раз говорила сама Алина.
Ну и последнее.
Летом она никогда не хочет входить в сезон, это тяжело для нее. Мы проговорили с ней, что едем на Japan Open, на этапы, а дальше смотрим на ее настроение. Заставлять ее, форсировать в этом сезоне не хотели.
Вполне допускаю, что это так. После межсезонья втягиваться в спортивную борьбу непросто, особенно если ты изначально не фанат этой движухи. Но то, что для Алины это тяжело, не значит, что она не пересиливает себя и не работает. Все помнят, в какой прекрасной форме она была на открытых прокатах.
Подводя итоги всему, что написано выше, хочу сказать следующее. Я действительно не понимаю, где в этом интервью нашли оскорбления и унижение Алины?
Да, возможно иностранцам не стоило говорить о том, что тренерский штаб постоянно возвращал фигуристку, которой не хватало соревновательной мотивации, но с другой стороны, об этом написаны десятки статей и нет никакой гарантии, что они об этом не знают.
Сказала ли Этери Георгиевна тёплые слова о фигуристке? Да. И грациозная Алина, и красивая, и артистичная. За технику спортсменки говорят результаты, которые она показала на мировых соревнованиях.
Мне могут напомнить о том, как некрасиво заканчивались истории с фигуристами, покинувшими ТШТ. Это действительно было, и приятного там было мало. В адрес спортсменов говорилось много разного, зачастую неприятного. Чего только стоят рассказы о Юле Липницкой или Жене Медведевой. Я далеко не фанат личных качеств Этери Тутберидзе.
Но Алина-то пока никуда официально не ушла, а потому притягивать за уши какие-то слова рановато. Нет смысла кричать "Волки", пока появление этих самых волков не подтверждено официально.
Всем спасибо за внимание!