Современные исследования американских и отечественных психологов (К. Саймонент, Н.А. Русина, Ю.Г.Фролова, А.И. Великолуг, А.В. Гнездилов и др.) подтверждают, что психологические факторы играют существенную роль в возникновении и течении злокачественных процессов, а онкологические пациенты имеют сходные личностные профили. Специалисты в своей практике часто видят, что за полтора, два года до развития рака в жизни пациента произошло какое-то тяжелое событие: развод, смерть близкого, дети выросли и ушли из дома, потеря имущества и т.д. Человек не может справиться и попадает в хронический стресс, который в конечном итоге угнетает иммунную систему, она перестает улавливать атипичные клетки и развивается онкология.
Существует некий механизм психологических факторов, который играет важную роль при возникновении рака:
1. Невозможность разрешения человеком трудной жизненной ситуации
2. Возникновение чувства беспомощности, отчаяния
3. Депрессия
4. Подсознательное нежелание жить
5. Подавление иммунной системы
6. Нарушение эндокринной системы (увеличивается чувствительность к канцерогенным веществам)
7. Рост атипичных клеток
8. Онкология
Часто рак свидетельствует о том, что где-то в жизни человека имелись нерешенные проблемы, которые усилились или осложнились из-за серии стрессовых ситуаций. Незадолго до начала развития болезни многие из больных раком утратили значимые для них эмоциональные связи.
Существуют некоторые общие психологические черты профиля онко-пациента:
- Доминирующая детская позиция в коммуникации
- Тенденция к экстернализации локуса контроля
- Высокая нормативность в ценностной сфере
- Высокий порог восприятия негативных ситуаций
- Неспособность больного открыто выражать враждебные чувства
- Инфантильность (особенно в ситуациях стресса)
- Ранняя утрата важных лиц близкого окружения
- Сохранение «пуповины» с кем-либо из родителей
- Сексуальные нарушения
- Присутствие доминантной матери
Элизабет Кюблер-Росс окончила медицинский факультет Цюрихского университета, после чего в 1958 году уехала в США. Она много работала в больницах Нью-Йорка, Чикаго и Колорадо. Её глубоко возмущало обращение с умирающими больными. В отличие от коллег, Элизабет общалась с умирающими и слушала исповеди. Так появился курс лекций о предсмертном опыте.
Первая, кто подняла вопрос об ответственности медицинских работников не только за здоровье умирающего, но и за то, чтоб последние дни жизни больного были прожиты с достоинством, без страха и мучений. Тема смерти её стала интересовать ещё в детстве, когда она впервые увидела умирающего мужчину. Это был её сосед, который упал с дерева и умер в своей постели среди родных и близких. По другой версии, когда умерла её соседка по больничной палате, одна в холодной медицинской атмосфере, вдали от родных. Тогда Элизабет подумала, что существует правильный способ умереть.
1. Нежелание знать и изоляция.
Больной отказывается принять свою болезнь. Стадия сопровождается шоком, включаются механизмы психологической защиты. Психологу очень важно оперативно поддержать больного и рассказать о людях, которые живут с диагнозом онкология или справились с ним, а так же аккуратно и мягко вернуть ответственность за свою жизнь.
2. Гнев и отвержение
Пациент может обвинять в своей болезни экологию, правительство, родственников и т.д. На этом этапе хорошо, когда психолог только слушает.
3. Фаза переговоров
Больной стремится, как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, привычки, отказываясь от самых разнообразных удовольствий и т. п. Он вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, стать послушным пациентом или примерным верующим. Хороший психологический эффект в этой фазе дают рассказы о возможном спонтанном выздоровлении.
4. Фаза депрессии
Депрессия, связанная с болезнью, не отличается от любой другой глубокой депрессии. Взаимодействие можно выстроить как в ситуации с гореванием.
Пациент горюет по себе здоровому, такому, каким он уже не будет никогда. На этом этапе, особенно эффективна логотерапия, поиск дополнительных жизненных смыслов, ресурсные упражнения арт-терапии, песочная, эмоционально-образная терапия, символдрама.
5. Фаза принятия
Пациент примеряется с судьбой, соглашается жить «сколько отпущено». Идет переосмысление своей жизни. Психологу на данном этапе необходимо научить пациента жить «здесь и сейчас», радоваться малому. Однако многие исследователи указывают на проблемы этой модели.
1. Согласно наблюдениям, пациенты не проходят через все стадии, а порядок их следования не соблюдается
2. Кюблер-Росс не использовала методологий сбора и анализа данных, стадии были выделены ею после проведения интервью с больными, которое носило субъективный характер
3. Стадии скорее предписывают больным, как себя чувствовать, чем описывают, как они себя чувствуют на самом деле. Больные и их родственники подстраиваются под известную программу стадий
4. Сильная зависимость состояния пациентов от окружения не дает оснований полагать, что они пройдут через одни и те же стадии.
Многие направления психотерапии в настоящее время используются в работе с онкобольными. Одна из ведущих – экзистенциальная психотерапия. Ирвин Ялом один из представителей данного направления пишет о том, как к смерти относятся больные люди.
О том, что в основе тревожности многих здоровых людей лежит страх смерти. Только это подчас не осознается и принимает совсем другие формы, мы защищаемся от мыслей о смерти "Со мной это не произойдет", "Я не могу умереть так рано".
Он пишет о том, как соприкосновение с темой смерти может радикально изменить ценности людей, способствовать их развитию. Люди начинают проекты, которые откладывали, решаются уйти из семей, которые так и не могли покинуть, меняют профессиональную сферу, начинают наслаждаться повседневностью.
Психологическая помощь, несомненно, необходима большинству онкологических больных, так как повышает качество их жизни и влияет на ее продолжительность. В своей практике применяют разнообразные приемы коррекции: когнитивно-поведенческие, экзистенциальные, арт-методики. Психологическая помощь семье и близким онкобольного так же очень важна и необходима. Практически в каждой медицинской организации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре работают профессиональные медицинские психологи, которые могут оказать психологическую поддержку на любом этапе болезни.
По материалам «Ханты - Мансийская клиническая психоневрологическая больница».