Найти в Дзене
Нескучная летопись

«Сжечь — не значит опровергнуть!» 17 февраля 420 лет назад был сожжен Джордано Бруно.

Джордано Бруно сейчас признан одним из виднейших мыслителей эпохи Возрождения. А тогда 450 лет назад в поисках признания своих идей он скитался по родной Италии, пытался основаться во Франции, Англии и Германии, метался между католическим священством и кальвинистскими воззрениями. Итак, в середине 16 века недалеко от шумного Неаполя родился мальчик, названный Филиппо. Отец мальчика был наемником, однако весьма образованным для своего времени. Поэтому он поддержал решение сына продолжить обучение после окончания начального образования и отправил его в Неаполь. Сначала юный Филиппо упорно готовился к поступлению в университет, однако в 17 лет он становится послушником монастыря Святого Доминика и принимает имя Джордано, в честь библейской реки Иордан. Под этим именем он и вошел в историю. Первое время Бруно исправно следовал догматам церкви, был рукоположен в сан диакона и получил приход, однако пытливый ум и нежелание принимать на веру зазубриваемые церковные постулаты привели его к

Джордано Бруно сейчас признан одним из виднейших мыслителей эпохи Возрождения. А тогда 450 лет назад в поисках признания своих идей он скитался по родной Италии, пытался основаться во Франции, Англии и Германии, метался между католическим священством и кальвинистскими воззрениями.

Итак, в середине 16 века недалеко от шумного Неаполя родился мальчик, названный Филиппо. Отец мальчика был наемником, однако весьма образованным для своего времени. Поэтому он поддержал решение сына продолжить обучение после окончания начального образования и отправил его в Неаполь. Сначала юный Филиппо упорно готовился к поступлению в университет, однако в 17 лет он становится послушником монастыря Святого Доминика и принимает имя Джордано, в честь библейской реки Иордан. Под этим именем он и вошел в историю.

Первое время Бруно исправно следовал догматам церкви, был рукоположен в сан диакона и получил приход, однако пытливый ум и нежелание принимать на веру зазубриваемые церковные постулаты привели его к изучению идей, альтернативных католической науке. Одним авторов этих идей был Николай Коперник, незадолго до рождения Бруно выдвинувший идею о том, что центром вращения является не Земля, а Солнце.

Новые идеи настолько увлекли Джордано, что он начинает постепенно создавать собственную философию, которая уводит его все дальше от католической веры. При этом всю свою жизнь Джордано оставался верующим в Бога, атеистом он так и не стал. В 40 лет он даже попытался стать кальвинистом (один из видов немецкого протестантства), однако и эта религия не удовлетворила его требованиям. В качестве основных антирелигиозных идей Джордано Бруно, которые потом лягут в основу обвинения были:

1. Неверие в единую Троицу

2. Отрицание добровольности и самопожертвования Иисуса Христа

3. Отрицание высшего возмездия за грехи

4. Вера в то, что души не отправляются в рай или ад, а переселяются в другое существо.

5. Убеждение в ненужности монашества и вреде его содержания за счет верующих.

-2

Развитие гелиоцентрических идей Коперника и признание магнитной природы Земли (как он называл земное притяжение), допущение жизни на других планетах, учение о безграничности Вселенной и многих солнцах (звездах) в ней, органично вплетались в общую философию Джордано Бруно, которую он назвал «новой философией». Однако первый же слушатель, которому Бруно решил изложить свое учение в полном его виде, донес на него в инквизицию.

Джованни Мочениго, молодой венецианский аристократ, пригласил известного на тот момент Джордано для преподавания ему «науки запоминания», т.е. мнемотехники. Однако учитель решил не ограничиваться только мнемотехникой, а посвятил Мочениго в детали «новой философии». Настоящая причина конфликта между учеником и учителем сейчас неизвестна, однако Мочениго воспользовался тем, что открыл его Бруно, и написал письмо в инквизицию Венеции. Обвинения были настолько серьезными, что венецианцы не решились сами решать вопрос с еретиком и отправили его в Рим.

7 лет провел Бруно в застенках римской инквизиции, которые пытались убедить его в неверности его идей. Даже вопросы при допросе ставились так, чтобы уменьшить тяжесть обвинения:

Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе? (то есть, признай хотя бы сейчас сущность Троицы).

Но Джордано остался тверд в своих воззрениях. Поэтому церковный суд все таки признал Джордано Бруно еретиком и передал в руки светских властей с приговором: казнить без пролития крови. Это означало только одно – сожжение живьем на костре, что и было сделано 17 февраля 1600 года на площади Кампо деи Фьоре (Площадь Цветов).

В приговоре, на основании которого был казнен Джордано Бруно, ни слова не говорится о тех передовых астрономических и физических идеях, которые высказывал философ. Все обвинения строятся на отрицании католических догматов и тезисов. Именно это церковь считала посягательством на выстроенную ею систему.

В школьной программе, когда мы первый раз слышим это имя, Джордано Бруно предстает перед нами как борец за истинную науку, как пострадавший за свои воззрения о том, что не мир вертится вокруг Земли, а Земля - маленькая часть этого мира. На самом деле основой обвинения Джордано были вовсе не его научные постулаты, а еретические идеи, оспаривающие основные постулаты католической церкви.

-3