Найти тему
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

Куда все бегут на картине Брюллова?

Один из обширных залов Третьяковской галереи занимают живописные полотна, принадлежащие кисти Карла Брюллова. Знаменитый русский живописец стал первым нашим мастером, признанным в Европе благодаря гениальному полотну "Последний день Помпеи"

репродукция с сайта pinterest.com
репродукция с сайта pinterest.com

Эту картину можно увидеть в Русском музее в Петербурге. В Москве же представлена другая масштабная работа художника, не принесшая ему ничего, кроме разочарования.

Император Николай I заказал художнику патриотическое полотно. Сюжет придумал сам государь. По его замыслу надлежало изобразить коленопреклонённого Ивана Грозного, возносящего молитвы перед иконой по случаю взятия Казани. Фоном должна была служить простая крестьянская изба. Таким образом картина отвечала бы официальной доктрине николаевских времён: "Православие, Самодержавие, Народность".

Художник представил всё это на большом холсте, ужаснулся и предложил свой вариант. Он хотел создать картину, равнозначную "Последнему дню Помпеи" по масштабу и грандиозности, но "что-то пошло не так" (с). Позже Брюллов вспоминал: "Второй Помпеи мне больше не создать".

Художник хотел изобразить ключевой момент осады Пскова Стефаном Баторием во время Ливонской войны. Поляки взорвали стену у Покровской башни, а псковичи от мала до велика бросились на защиту города. Полотно осталось незаконченным а мастер прозвал его не "Осада Пскова", а "Досада от Пскова".

-2

Современные искусствоведы характеризуют эту картину как: "все бегут, а крестный ход подгоняет".

А каково ваше впечатление от этой картины?