Найти тему
Valentina Yachichurova

Гиперопека или не она?

Знаете, что я вижу? Опасение.

Почему мы боимся гиперопеки?

Ответьте себе, почему? Это о том, что если помогать ребенку, и делать за него что-то, то не разовьются необходимые ребенку свойства личности?

Ребенок останется зависимым, несамостоятельным?

Если мы будем делать то ,что он просит, или делать то, что он может сам, то так будет всегда, и из этой точки не будет развития ребенка?

По сути, когда родители думают так, то начинают опасаться заботиться о ребенке. С этим приходят на консультацию, и часто об этом говорят на форумах.

Путая заботу и гиперопеку. И поэтому отрицая нужду в заботе.

***

Время для заботы

#Забота - невероятно важна. И ей отведено свое время. Детство нуждается в заботе о нем.

Парадоксальным образом, удовлетворенные потребности ребенка в заботе, дают ему рост в самостоятельность и независимость. А если у родителей нет веры в то, что природой задумано именно так, они начинают лимитировать заботу, заставляя ребенка чувствовать нужду в ней, больше ныть, просить, цепляться за любое внимание от родителей.

***

О Гиперопеке

#Гиперопека - это совершенно другое.

Нет ничего хорошего в гиперопеке. Но это не самая большая проблема современных родителей.

Есть различия гиперопеки и заботы. Гиперопека - это когда вы не даете ребенку делать то, что он сам хочет и может делать.

Если ребёнок просит Вас помочь ему в чём-то, то это значит, что он сейчас не хочет это делать, поэтому это не гиперопека это забота. Иногда уместная, иногда нет, но всегда показывающая, что вы рядом и готовы услышать ребенка. Гиперопека же подавляет волю, ломает планы, не дает реализовывать задумки.

Первые ростки познавательной деятельности, первые самостоятельные шаги ребенка пресекаются из-за страха родителя, из-за возможного ущерба мебели, запачканной одежды, промоченных ног. Ребенок "помещается в вату".

-2

***

К заботе

Иногда наши дети просят что-то у нас, что могут сделать сами. И это не означает, что им нужна наша помощь. Или что они ленятся.

Это означает что им им нужна наша забота, им нужно наше внимание, им нужно чувство локтя рядом.

Им нужно чтобы кто-то рядом дал им сигнал: ты не один я с тобой. Тебе помогут...

Если тебе это нужно.

Побудут с тобой.

Еще никто не приходил к психологу с тем, что их ребенок разучился одеваться или кушать, потому, что его кормили и помогали ему одеваться. Этому уже не разучиться.

Это все забота.

Согласитесь, даже взрослому гораздо спокойнее менять работу, если он знает, что дома его ждут с заботой и поддержкой, а не подсчитывают расходы, не считают дни до новой работы, не тыкают носом в упущенную возможность.

***

Взросление через заботу

Зависеть от кого-то, и принимать заботу от кого то - это как раз про детство это очень естественно, когда это получают получают в детстве. Это необходимое условие для того, чтобы оттолкнуться, и начать делать самому, начать проявлять самостоятельность, начать говорить: а я могу сам, Давай я тебе покажу как я могу.

Взросление является роскошью. это нужно понимать. Мозг ребенка может делать две вещи: стремиться выжить и добыть любовь или взрослеть. Но он не может делать этого одновременно.

Либо гонимся за привязанностью и требуем заботы, требуем на ручки.

Либо направляем энергию в развитие, растем взрослеем: и тогда проявляем плоды процесса становления. В результате которого человек становится индивидуальным независимым, наполненным собой.

Девочки в процессе экспериментов
Девочки в процессе экспериментов

Только после опыта безопасной зависимости приходит желание проявить независимость, идет изнутри, энергией становления, экспериментом, любопытством, своими идеями и планами, этому не научить и не привить.

Независимость рождается только в результате зависимости. В результате удовлетворения этой потребности.

Так развивается человек, это психология развития, все качества должны развиться и мы не можем влиять на них напрямую, научить им, заставить иметь их. Это процессы развития.

А в основе развития - надежная связь с заботящимися взрослыми.