Они замечают обожание и подражание кумирам и задаются вопросом, что можно с этим сделать.
Я думаю, что делать и так ясно, давать место всем проявлениям ребенка и оставаться с ним на одной стороне, постепенно ведя его в зрелость, стараясь, чтобы пустое место, в котором может прорасти его внутреннее Я заполнялось им самим, либо старшими зрелыми взрослыми и агентами взросления, а не только той культурой, которую транслируют ровесники.
А вот хорошо это или плохо – не такой легкий вопрос. Важно увидеть, откуда взялся этот кумир в жизни ребенка.
О ПОП КУЛЬТУРЕ В ЦЕЛОМ
Есть такой феномен, как поп культура – это культура, в основном, передающаяся от детей к детям. Она не существовала бы, если бы не было такого феномена, как переориентация на ровесников, который сейчас очень распространен. Распространен настолько, что даже взрослые бывают ориентированы на своих ровесников, и бабушки, ориентированные на свое поколение и свою тусовку, и не замечающие этого феномена.
Так вот, культура, которая передается ребенку от ребенка означает, что другие дети стали почему-то сейчас на место того, кто ориентирует в этой жизни, направляет, дает указания о том, каким надо становиться, что важно, что приемлемо демонстрировать, что надо любить, а от чего отказываться.
Дети имеют врожденную потребность находить свое направление, поворачиваясь в сторону авторитета, контакта и тепла, иначе они будут дезориентированы. Направлять - функция взрослого человека, родителя, задуманная природой, чтобы заботиться о потомстве и вести их за собой. Когда это место занимают ровесники, они транслируют не культуру народа, не традиции семьи, призванные обеспечивать безопасное взросление подростка, а они транслируют свою мудрость, правила выживания в их стае, свое «круто», мы видим непонятных кумиров, свою моду, свой кодекс, свое «умри, но соответствуй», чуждое тому, что мы ценим. И все это одновременно является препятствием для передачи культуры предков и для самого воспитания детей.
Поп культура – культура быта и развлечений, она отличается от страны к стране. Нет какой-то одной на всех поп культуры. К примеру, у нас, по моим ощущениям, популярной становилась в одно время и тюремная культура и шансон, отклики послевоенного поколения, репрессий и сиротства. Отцы сидели, выходили, а дети перенимали тюремную культуру и дальше передавали ее друг другу. Мне кажется, шансон в свое время был популярнее всех других стилей музыки, хотя, это может быть субъективное впечатление.
Я думаю, что поп культура в современном мире преодолевает границы легко, благодаря постоянной цитируемости. Она может поддаваться влиянию корпораций, лепту вносят большие бренды, стоит вспомнить колу и джинсы. Радио и телевещание, кинематограф очень сильно влияют на конечный результат того, что муссируется аудиторией. А теперь и доступ в интернет.
Сейчас умное размещение информации о продукте, и маркетинг с ранних лет направляют детей в том, что им нужно знать о героях, мультфильмах, сериях игрушек. Есть группы и певцы, которые позиционируются, как детские.
Но то, что подростки восприимчивы к этой культуре и то, что она становится самоподдерживающей – в этом заслуга ориентации на ровесников. Одни исполнители внезапно становятся крутыми и модными в среде подростков, и об этом узнает вся молодежь. Не следовать этим ценностям невозможно, так как места для своего Я не предполагается. Если бы дети не шли за детьми, передача и муссирование этих одних на всех культурных ценностей стали бы невозможной.
Ньюфелд говорит, что феномен ориентации на ровесников впервые родился у хиппи. Они были очень оторваны от своих корней, жили общинами, вся культура была направлена на то, чтобы жить, развивая горизонтальные связи, вне иерархии поколений семьи.
Если погуглить, что пишут о поп культуре, то можно прочитать, что кто-то из авторов начинает давать ее определение прямо с мифов, которые были у многих народов. Мифы, легенды, сказания. Разбирают и фольклор, говоря, что поп культура всегда была с нами. Но я не согласна с этим.
Определяющий фактор тут тот, что сказки, предания, былины, песни о героях, мифы передавались вертикально от взрослых к детям. От старых мудрецов и опытных воинов подрастающему поколению. Передавались в помощь их выживанию, в помощь их инициациям и входу во взрослую жизнь. И каждое творение не случайно, они полны смысла для выживания. В отличие от поп культуры, важной лишь сиюминутно, для своего поколения.
ЗРЕЛОСТЬ И КУМИРЫ
Помимо того, что Поп музыка и ее культура передается друг от друга детьми, она еще и тиражируется СМИ, с ней невероятно легко ознакомиться. Большинство детей слышат и видят ее, доступ очень легок. Хотя, обычно, наши новые увлечения приходят к нам через другие наши привязанности, любой ребенок может увлечься музыкой или группой.
Дети, особенно ориентированные на своих ровесников, слушают группы, знают имена певцов, покупают пластинки, ходят вместе на концерты, покупают символику, танцуют в клубах на тематических выступлениях. Рано или поздно, окружение ребенка меняется, и вместе с ним и предпочтения в музыке, либо одно увлечение меняется на другое, и одни кумиры заменяются на других.
И только по самому ребенку можно сказать, перерастет ли он массовую культуру или так и будет брать, что дают. СМИ с нами навсегда, а поп музыка не обязательно.
Тут есть важный интересный момент. Если подросток достаточно зрелый, он может выбирать себе компанию среди тех, кто ближе ему лично, кто на его уровне развития, его идентификация не ограничивается принадлежностью к музыкальному направлению, и человек сможет быть близок и с теми, кому его любимая группа или кумир не близки, не нравятся, кто слушает совсем противоположное.
Должно быть ощущения себя за рамками своей тусовки и за рамками своей идентификации с группой. Я – поклонник этой группы, но я еще и кто-то. Я тот, который слушает музыку, но я еще и тот, кто делает массу других вещей, я тот, кто означает гораздо больше, чем мои музыкальные вкусы или личные симпатии к кумирам. Я могу быть близок и с теми, и с другими, возможно, мы будем близки в чем-то отличном от музыки и это тоже будет нормально.
Если этого не происходит со временем, и есть яркая поляризация «мы против они», ничем не уравновешенная, то в этом случае, это будет признаком неготовности ребенка учитывать разные взгляды и интересы, полноценно выстраивать отношения в обществе.
Вот, что еще мы хотели бы увидеть у своих детей.
Есть ли у ребенка потребность становиться уникальным, самим собой, или же своих целей нет, кроме желания скопировать суперзвезду? Есть ли там кто-нибудь дома? Есть ли признаки того, что личность растет? Свои идеи, желания, мнения?
Ребенок, в процессе становления, на пути взросления всегда чувствует себя плохо, если вдруг теряет себя при взаимодействии с окружающими. Детей с идущими процессами развития удручают моменты, когда они поддаются влиянию группы. Даже если не поддаваться не выходит, это уже своеобразный признак взросления.
Дети, которые не находятся на пути становления, полны противоположного желания - быть как все, вписаться в группу. Они не чувствуют себя плохо.
Следите за признаками идущего взросления, так как взросление – это процесс, и он не быстрый.
ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ ПОП МУЗЫКА
Если много что-то слушать на радио, не успеешь заметить, как начнешь подпевать. Может быть, вам просто нравится мелодия? Однако, я думаю, что такое увлечение не похоже на то, что у ребенка появился кумир, и просто прослушивание музыки в умеренных количествах не будет вызывать вопросов у родителей.
Я все равно скажу о простом прослушивании сперва, так как если не о кумире, то о странных вкусах волнуются часто.
УВЛЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗАРЯЖЕННОЙ МУЗЫКОЙ И СТРАДАНИЕМ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
Разные эмоции могут быть реализованы через музыку, благодаря поп-музыке. Например, склонность к определенной музыке, посещение всех подряд концертов определенной группы или направления, может способствовать выражению эмоций, не находящих освобождения иначе. Это, своего рода, легитимизация переживаний для подростка.
Можно выпустить ту часть себя, которая раньше не находила места, а тут очень удачно может быть размещена и выражена. К примеру, музыка Мерилина Менсона дает людям радость выпускать темноту, страдание, и безнадежность, которые мы все ощущаем от этой жизни периодически. Сценические имена, принятые каждым членом этой группы, были придуманы в концепции, которую группа считала центральной: дихотомия добра и зла, а также существование обоих вместе во всем целом. Их имена - это имена секс-символов с одной стороны и фамилий знаменитых преступников — с другой. Аврил Лавин, другой пример, поет о борьбе с болезнью, токсичных отношениях и о безумии любви, о поисках счастья и смысла жизни, о противостоянии стереотипам. Темы эмоционально окрашенные и на пике для подросткового возраста. Бритни Спирс – песни про любовь, страдания, преследование и удерживание, романтику и страсть. Дима Билан – про влюбленность, разбитое сердце, покинутость и одиночество, монстров в голове, метания и страдания.
В подростковый период происходит переход ребенка из детства во взрослую жизнь через ощущения одиночества и тоски. У подростков вырастает способность рефлексировать и видеть себя со стороны. Это невероятно перегружающие ощущения, впервые они становятся объектом наблюдений для себя самого, им кажется, что все другие глаза также обращены на них пристально.
Тоски добавляет и самокритика - болезненный опыт подросткового возраста. Гипотетическое мышление позволяет им видеть себя в перспективе идеалов, и понимать, как они далеки от идеала, которым могут быть. Когнитивная система не успевает за перегруженным эмоциями и импульсами мозгом. Любая музыка, позволяющая переживать сложные эмоции, даже тема смерти в музыке, тема непонятости и покинутости, противостояния и обличения, все это площадки для выражения собственных переживаний подростка. Это площадки для освобождения от тревоги и фрустрации, которых в этот период невероятно много.
Реализация стремления к близости
Что еще дает ребенку музыка или кумиры поп-культуры так это тусовку.
Что такое иметь одни вкусы в музыке – это значит, быть частью общества, быть вообще в окружении других людей и иметь возможность общаться по интересам. Быть среди тех, рядом с кем есть сильное чувство похожести, принадлежности и верности, но и одновременно быть ограниченным, не смеющим проявлять индивидуальность, иметь стандартный внешний вид, одежду, отношение к своему здоровью или философию жизни. Подростки могут потреблять одни и те же продукты, проводить время вместе, собираясь в стаи.
Похожесть, принадлежность и физическая близость - это базовые потребности любого человека, так как мы животные стадные. Им кажется, что это делает их близкими друг другу или образу кумира, но на самом деле, насыщения в этом нет, так как это деперсонализованные стремления.
Деперсонализованное стремление быть похожим
Когда родители начинают переживать о кумирах ребенка? Если видят, что ориентиром стал кумир и подросток хочет походить на кумира. Подростки могут копировать внешний вид солиста, покупать одежду, как у него, зачесывать волосы, повторять манеры и стиль общения.
Одеваться, как принято, или же одеваться, как популярный притягательный персонаж – это о том, чтобы все вокруг заметили эту похожесть, это о желании близости не с кем-то конкретным, а обезличенная форма этого желания.
Родители могут проанализировать, насколько болезненно ребенку при этом отличаться от ровесников? Может ли он быть собой во всем остальном, даже если копирует кого-то? Как проявляется его Я вне его увлечения кумиром?
Деперсонализованное стремление к принадлежности
Скупать все значки, кепки и футболки с изображениями и коллекционировать все, что связано с кумиром – значит для них владеть и обладать частью его самого. Изучать все песни, скачивать первым, покупать свежие диски сразу по выходу в продажу помогает оставаться, по внутренним ощущениям, приобщенным к этому исполнителю или к пулу ценителей этой группы, фанатам, к тем, кто вхож в близкий круг звезды.
Я бы задавалась вопросом – делает ли так ваш подросток? Закрывает ли он потребности в привязанности способом принадлежать к какой-то категории слушателей, или к тусовке. Мешает ли это тому, чтобы он был еще и с вами?
Деперсонализованное стремление быть значимым и ценным
Часть подростков приобщится к поп музыке и будет подражать кумиру, так как так будет проявлено их стремление впечатлять, казаться круче, иметь более высокий статус, принадлежать к высшему классу, к самым продвинутым, современным людям. Копировать звезду – это в какой-то мере становиться для всех таким же классным, уважаемым, любимым, как кумир. Повышать свое чувство значимости.
Знать что-то о группе, исполнителе, щеголять этим, легко ориентироваться – также может означать стремление соответствовать ценностям окружающих, быть для них значительным, ценным и уважаемым членом общества, быть в струе, быть модным, обеспечивать себе положительную оценку со стороны окружения.
Стоит посмотреть, есть ли родительская поддержка чувству значимости подростка, которая бы не зависела от его успешности, крутости, от его побед и поражений. Есть ли области его жизни, где они не боится быть собой, проигрывать, пробовать, изучать что-то сложное для него?
Деперсонализованное стремление к близости на эмоциональном уровне
Мне кажется, самое пугающее, что могут увидеть родители.
Это выглядит, как то, что ребенок отдал свое сердце тому, кто не знает о его существовании. Заклеивает комнату постерами, ходит на концерты, шлет букеты, пишет любовные записки, кричит «хочу от тебя ребенка», пытается попасть на афтепати. Ну или просто плачет ночами от неразделенной любви и посвящает кумиру стихи и рисунки. Потребность ребенка дарить тепло, бывает всеобъемлющей, он не может не выражать эту любовь, настолько он полон желания близости. И в этом случае находится объект для переноса этих нежных чувств, которые нельзя не выражать, главный фокус в такой любви к кумиру больше на самой любви. На том чтобы или быть любимым или любить. Это любовь ради самого процесса любви, не ради какого-то конкретного человека. Это довольно сильное стремление к эмоциональной близости, которое не дарит насыщения, обезличенное по своей сути. Кумир может меняться на другого через какое-то время.
Чем менее зрел ребенок, чтобы уравновешивать свою влюбленность здравым смыслом, видеть и другую сторону, реальность, а не только фантазии, тем более бурными будут проявления такой любви, эмоционально насыщенными, хаотичными, громкими, безрассудными, ничем не сдержанными.
Деперсонализованное стремление быть познанным
Некоторые звезды на виду и на слуху, подростки читают что-то про исполнителя, следят за историей его жизни, могут восхищаться им, или увидеть себя похожим в чем-то, сталкивающимся с одними и теми же проблемами. Если ребенок ищет этих ощущений, опять-таки, связанных с чувством близости, то кумир может быть оживлен этим чувством.
Будет казаться, что он поет прямо про этого конкретного ребенка, зная его лучше других, понимая его переживания, как никто. Нам всем необходимо ощущение того, что нас знают и понимают. Иногда это желание переносится на публичную личность, о которой сейчас очень многое известно так, что кажется, будто это очень хорошо знакомый человек, и с ним даже могут быть свои фантазийные отношения.
Подросток на этой волне тоже может демонстрировать зацикленность на том, что делает звезда. О чем пишет, какие у него взгляды, чем он живет, какие хобби, что он сказал, что цитировали, какие он принимает решения. Может стараться идти по его стопам, видя в нем наставника. Это может вызывать вопросы у родителей.
Подростку все еще нужны ориентиры и проводник в этом мире, но почему это должен быть кумир? Есть ли возможность ввести в жизнь подростка больше взрослых, у которых с ребенком реальные отношения, которые бы могли заботиться о нем, были бы бережны с его чувствами и напитывали его своим живым теплом? Ведь всегда лучше быть познанным тем, кто может показать это и, кто по-настоящему в ребенке заинтересован.
КУМИРЫ МОЛОДЕЖИ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Нельзя считать, что если у вашего ребенка есть кумиры и он в курсе популярных направлений в музыке, ходит на концерты, пытается учиться играть или создавать свою музыку в том же направлении, или учит и поет песни, то это обязательно говорит о том, что вы упустили своего ребенка.
Самый главный вопрос – понять остается ли связь с заботливыми взрослыми важнее связи с ровесниками? Нет ли переориентации?
Ведь в таком случае это плохо для развития ребенка, он лишен сразу и родительского влияния, и родительской поддержки. Влиять на него смогут только те, кто вхож в его культуру из-за переориентации, а удовлетвориться поддержкой своих взрослых он не может, сколько ни давай, так как для него не будет насыщения в одобрении или поддержке от тех, к кому он не привязан. Вот чего можно опасаться, так это переориентации.
Проверить, упустили ли вы подростка, можно, оценив отношения с родителями.
- Много ли противления он испытывает, когда родители что-то хотят от него? Только ли к родителям или ко всем окружающим проявляется это противление?
- По всем ли поводам он отказывается подчиниться? Или иногда он хочет быть хорошим для родителей?
- Всегда ли отказывается от контакта с родителями, бежит ли из дома или от общения, от прогулок, семейного ужина? Ест ли то, что родители ему предлагают и готовят? Требует ли ночевок вне дома?
- Спрашивает ли совета у родителей хоть в чем-то, приходит ли с просьбами к ним, и приходит ли жаловаться, рассказать о своих проблемах, за поддержкой?
Узнать, а кто именно на него влияет, можно, посмотрев, что за круг общения у ребенка, вхожи ли родители в этот круг, знают ли его друзей, не мешают ли мнения друзей тому, чтобы ребенок не таил от них секреты, приходил к ним, общался, внимал, ориентировался на них.
Следовать за своими привязанностями - это период каждого человека, а привязанностей может быть много. Друзья могут влиять на подростка, могут передавать увлечения. Главное, чтобы эти привязанности не конкурировали с самыми значимыми и важными – с родительскими. Затем должен наступать период трансформации, когда личность начинает проявляться, как отдельное самостоятельное существо, живущее своим умом. Очень важно оставаться на глубоких уровнях связи с подростком в этот период.
Трансформация может произойти рано или поздно, даже если пока признаков этого вы не замечаете, и ребенок всецело поглощен тем, что популярно для всех вокруг. Нам важно несмотря на это, читать в чем сейчас потребность ребенка, какие стремления движут им, нужду в чем именно он закрывает, и занимать свою позицию, как ответ на его потребности. Предлагать близость на разных уровнях, помогать находить тех взрослых, которые могли бы давать что-то настоящее подростку. Так как наша задача - оставить место для роста свободным от влияния ровесников.