Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый полёт Dornier Do 31 и дальний пушечный истребитель АНТ-29. Дайджест «Этот день в истории авиации» №7 (10 – 16 февраля)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! На календаре очередной понедельник, а с ним и выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Вкратце напомню: уже больше года в мобильной ленте Дзен я веду этот цикл в коротких постах (200 символов текста + картинка). От читателей часто слышу просьбы «побольше фотографий и подробностей». Поэтому и появился этот дайджест. Итак — 7 дней и 7 событий из истории авиации. Полетели! ✈️

10 февраля

10 февраля 1967 года — первый полёт экспериментального реактивного самолёта вертикального взлёта и посадки Dornier Do 31.

Являлся единственным в мире реактивным транспортным СВВП. Разрабатывался по заказу Министерства обороны ФРГ и должен был поднимать в воздух 3 тонны груза и перевозить его на расстояние в 500 километров. При этом в основе лежала спецификация NATO Basic Military Requirement 4, описывавшая СВВП для тактической поддержки истребительной и бомбардировочной авиации.

После анализа различных вариантов конструкторы Dornier решили, что наилучшим выбором для самолёта будет смешанная конструкция с подъёмно-маршевыми и подъёмными ТРД. Do 31 представлял собой высокоплан классической схемы с 2 подъёмно-маршевыми двигателями в подкрыльевых мотогондолах и 8 подъёмными двигателями в мотогондолах на концах крыла. Да, всего у этого СВВП было 10 ТРД.

Построили всего 3 прототипа. Лишь последний из них — Do 31 E3 — был полнофункциональным и умел взлетать/садиться вертикально. Но высокая стоимость проекта и низкая эффективность на фоне обычных самолётов вынудили прекратить работы над Dornier Do 31. 4 мая 1970 года в Ганновере Do 31 E3 совершил свой последний полёт.

11 февраля

11 февраля 1949 года — первый полёт многоцелевого транспортного самолёта CASA C-201 Alcotán.

Первый транспортник собственной разработки CASA — до этого компания в основном строила самолёты по лицензии. Заказчиком выступило правительство Испании, захотевшее иметь для ВВС страны современную транспортную авиацию. По требованиям C-201 должен был перевозить груз в 1 тонну на расстояние в 1000 километров.

Конструкторы CASA мудрить особо не стали и спроектировали двухмоторный низкоплан классической схемы с убирающимся шасси. Планировалось, что прототипы C-201 продемонстрируют разные варианты применения машины: для перевозки груза, солдат, учебного самолёта для бомбардировочной авиации, самолёта воздушной разведки и авиалайнера на 10 человек.

ВВС Испании заказали 112 самолётов, но промышленность страны не могла производить двигатели и винты в таких количествах. Проект был заморожен. Успели поставить только 11 самолётов. На складах CASA оставалось ещё 96 готовых фюзеляжей, которые разделали на металл. Правительство Испании компенсировало компании финансовые потери.

12 февраля

12 февраля 1931 года — первый полёт поршневого истребителя-биплана Curtiss F9C Sparrowhawk.

Изначально Sparrowhawk разрабатывался в рамках программы постройки лёгкого палубного истребителя. Но послужить на авианосцах морских ему не довелось. Самолёт стал единственным в истории ВМС США, эксплуатировавшимся с авианосцев воздушных — жёстких дирижаблей USS Akron (ZRS-4) и USS Macon (ZRS-5). Предполагалось, что Curtiss F9C будут защищать дирижабли от вражеской авиации и выполнять воздушную разведку.

Конструктивно это был типичный для своего времени цельнометаллический биплан. Главной особенностью было наличие устройства для запуска и сцепки с дирижаблем. Взлёт осуществлялся через люк в нижней части дирижабля, куда из ангара с помощью лебёдок спускали самолёт. Истребители, приписанные к USS Macon, часто летали без шасси — для увеличения скорости.

Всего было построено 8 единиц Curtiss F9C Sparrowhawk. Но служили они недолго. В феврале 1935 года разбился USS Macon, а с ним и 4 истребителя. Оставшиеся были списаны через год.

13 февраля

13 февраля 1923 года — родился лётчик-испытатель Чарльз «Чак» Йегер, который стал первым человеком, превысившим скорость звука в управляемом горизонтальном полёте.

Авиационная карьера Йегера началась в сентябре 1941 года с должности механика. Но вступление США во Вторую мировую войну позволило Чарльзу начать обучение на лётчика-истребителя на Bell P-39 Airacobra. С 1943 года — в действующих частях, воевал на North American P-51 Mustang с именем собственным Glamorous Glen (в честь его девушки).

После войны остался в ВВС США на должности лётчика-испытателя. Был выбран для участия в программе NACA по исследованию высокоскоростных полётов. 14 октября 1947 года Чак Йегер вошёл в историю — на экспериментальном ракетоплане Bell X-1 он достиг скорости в 1,05 МАХа. Как и во время войны, самолёт носил имя Glamorous Glennis.

Лётная карьера Йегера длилась более 60 лет. Он полетал на экспериментальных самолётах, пилотировал МиГ-15, выполнял воздушные трюки для кино и прочая. Сегодня бригадный генерал Чарльз Йегер отмечает свой 96-й день рождения.

14 февраля

14 февраля 1935 года — первый полёт опытного пушечного истребителя АНТ-29 (он же ДИП-1).

Проект ДИП-1 (от дальний истребитель пушечный) начался по заданию ВВС РККА на разработку самолёта под безоткатную авиационную динамо-реактивную пушку АПК-8 калибром 102 мм. Планировалось, что истребитель будет противодействовать тяжёлым самолётам противника.

Конструктивно АНТ-29 повторял более ранний опытный тяжёлый истребитель Ми-3 (АНТ-21) — двухмоторный цельнометаллический низкоплан с гладкой обшивкой фюзеляжа и закрытыми кабинами экипажа. Пушка АПК-8 проходила через весь фюзеляж в нижней части, выступая за него (лотком перезарядки в носовой части и диффузором в хвостовой).

Первые же полёты показали массу дефектов — самолёт был неустойчив, плохо работала система охлаждения моторов, нужно было доработать рули направления и высоты. Конструкторы смогли частично устранить недостатки, но в 1936 году прекратились работы по пушке АПК-8, и самолёт стал не нужен. Все работы по АНТ-29 были свёрнуты 28 марта 1936 года.

15 февраля

15 февраля 1949 года — первый полёт двухпалубного транспортного самолёта Bréguet Br.761 Deux-Ponts.

Работы над Br.761 начались ещё в 1944 году. Первоначально рассматривался вариант создания среднемагистрального авиалайнера вместимостью до 100 пассажиров. Но в итоге получился самолёт-универсал.

Конструктивно Bréguet Deux-Ponts представлял собой четырёхмоторный цельнометаллический среднеплан. Фюзеляж конструкторы сделали двухпалубным (отсюда и неофициальное название Deux-Ponts). В хвостовой части находился грузовой люк. Экипаж состоял из 4 человек.

Выпускалось целое семейство самолётов, отличавшихся двигателями и назначением. Произвели 3 грузовых Br.761S, 12 пассажирских Br.763 Provence и 4 военно-транспортных Br. 765 Sahara, которые эксплуатировались авиакомпаниями Air France и Air Algérie, а также ВВС Франции. Deux-Ponts начали списывать с появлением реактивных авиалайнеров. Последний грузовой рейс самолёт этого типа выполнил в марте 1971 года.

16 февраля

16 февраля 1967 года — первый полёт немецкого многоцелевого вертолёта Messerschmitt-Bölkow-Blohm Bo 105.

Работу над проектом лёгкого вертолёта с 2 газотурбинными двигателями компания Bölkow начала ещё в 1961 году. Планировалось создать универсальную машину как для военного, так и гражданского применения. С 1964 года проект получает поддержку государства, финансировавшего 60% стоимости разработки.

Для Bo 105 был разработан новый несущий винт с жёстким креплением лопастей. Благодаря тому, что они изготавливались из углепластика, лопасти имели большую упругость. Для силовой установки выбрали ГТД Allison 250-C20B производства США. В салоне вертолёта могли разместиться 4 пассажира.

Серийно выпускался с 1967 по 2001 год. За это время произвели свыше 1500 единиц Messerschmitt-Bölkow-Blohm Bo 105 различных военных и гражданских модификаций. Вертолёт эксплуатировался (и продолжает) в более чем 30 странах мира.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории .