Найти тему
С юмором о несмешном

Зачем нужен артикул товара, и как его придумать

Оглавление

Как придумать артикул

Артикул - такое неприятное и даже противное слово, без которого, однако никак не получится вести учет товара.

В больших организациях слово «артикул» не вызывает отторжения, а вот частные предприниматели, начиная свой маленький бизнес категорически не хотят сталкиваться с такой гадостью. Но с ростом ассортимента и количества товара без правильно организованного учета бизнес рано или поздно рухнет.

Это бабка, торгующая «с асфальта» овощами может держать в голове весь свой товар. Там принцип простой – одна морковка – «рубль штучка», а три морковки – «три рубля кучка»…

Что такое артикул

Артикул – это определение, которое имеет много значений, но в нашем случае артикул – это цифровое / буквенное обозначение товара (код), которое используется для учета товара при его складском хранении и в торговле.

Зачем нужен артикул

Артикул нужен для:

- идентификации товара;

- упрощения и автоматизации учета товара;

- облегчения определения потребительских свойств товара по набору цифр (букв) без визуального контроля.

Как так? – удивитесь вы. А очень просто. Каждое предприятие (предприниматель) придумывают артикулы по своему усмотрению. Кодировка товаров зависит от широты ассортимента и от фантазии придумывающего коды.

Для примера возьмем продуктовый супермаркет среднего масштаба. Как правило, в таком магазине товар насчитывает порядка 10-12 тыс. наименований, которые к тому же постоянно меняются.

Почему? Обычный форс-мажор. Фабрика «Наша квочка» вовремя не отгрузила яйца. Уважающий себя супермаркет не может допустить отсутствия яиц на прилавке, поэтому снабженцы срочно закупают яйца на фабрике «Яичко не простое, а золотое». Другой поставщик, другое яйцо, другая цена. Всё это требует идентификации.

На первый взгляд всё это может показаться слишком сложным. Но главный принцип составления артикулов для товара остается неизменным при любой ситуации и не составляет труда, главное понять технологию.

Придумываем артикулы, раскладывая товар на составляющие параметры

Чем меньшим количеством товаров вы намереваетесь торговать, и чем уже их потребительские свойства, тем проще будут артикулы.

Простой пример. Предприниматель решил открыть небольшую металлобазу и стать официальным дистрибьютором металлургического комбината «Промсталь». И только.

Допустим, что комбинат «Промсталь» выпускает ограниченный ассортимент из десятка наименований черного металлопроката из стали одной марки (Ст.3), таких как:

- Арматура (АР);

- Квадрат (КВ);

- Круг (КР);

- Лист (ЛИ);

- Лист рифлёный (ЛР);

- Полоса (ПО);

- Труба (ТР);

- Труба профильная (ТП);

- Уголок (УГ);

- Швеллер (ШВ);

- Шестигранник (ШЕ).

В скобках приведены возможные буквенные обозначения видов металлопроката в артикулах. Но, кроме наименования металлопрокат имеет различные геометрические параметры, такие как диаметр (для арматуры, круга, шестигранника, трубы); сечение (для квадрата, полосы, трубы профильной, уголка, шестигранника); толщину полок (для уголка и швеллера); толщину стенок (для трубы и для трубы профильной); толщину, ширину и длину (для листа и листа рифленого); длину для всех остальных видов металлопроката.

Поэтому для создания артикула можно использовать геометрические размеры, например:

- АР12/6, где АР – арматура; 12 – диаметр; 6 – длина;

- ТП20х20х2/6, где ТП – труба профильная; 20х20х2 – сечение и толщина стенки; 6 – длина;

- УГ25х25х3/6, где УГ – уголок; 25х25х3 – ширина и толщина полки; 6 – длина;

- ЛИ3х1250х2000, где ЛИ – лист; 3х1250х2000 – толщина, ширина и длина листа.

Теперь усложним задачу. К примеру, предприниматель решил открыть магазин мужской одежды. Здесь разложить товар на составляющие сложнее, так как этих составляющих очень много. Это и страна происхождения, и производитель (торговый посредник) и вид одежды: пуховик; свитер; штаны; трусы… Принадлежность к сезону, принты, состав ткани, цвет, год выпуска (коллекция), размер и еще много опций, на которые можно разделить такую продукцию как мужская одежда. Всё зависит от свойств товара, которые необходимо закодировать в каждом конкретном случае.

Сразу всё это может показаться слишком сложным, но в дальнейшем проделанная работа сильно облегчит деятельность и с лихвой окупится.

Этапы составления артикулов товара

1. Нужно определить параметры товара, которые необходимо закодировать.

2. Необходимо для каждого параметра товара придумать цифровой или буквенный код.

3. Обязательно описать порядок и правила составления артикулов.

Можно составить изделию артикул, присвоив всем параметрам цифровые коды, но такой артикул будет плохо зрительно восприниматься. Лучше использовать комбинации из цифр и букв. Каждому параметру не стоит присваивать код больше двух знаков. Коды в артикуле можно разделять для удобства восприятия.

Пример артикула 12- RD-XL-РР-TR, где:

1 – верхняя одежда;*

2 – куртки;**

RD – цвет красный;***

XL – размер;****

РР – производитель Philipp Plein;*****

TR – страна происхождения Турция.******

*Произвольно;

**Произвольно;

***Цвет в соответствии с международной системой сокращенного буквенного обозначения цветов;

****Размер в соответствии с международной системой буквенного обозначения размеров;

*****Произвольно;

******В соответствии с буквенным обозначением государств, используемым в международной торговле.

Как видим – ничего сложного.

Если же артикулы присваиваются для машинного считывания (штрихкоды), тогда будет правильнее присваивать артикулы с цифровыми кодами.

И главное. До присвоения товарам артикулов нужно обязательно составить документ. Неважно как он будет называться: «Инструкция»; «Порядок», «Стандарт» или как-то еще. Важно чтобы в документе был подробно описан порядок присвоения артикулов. В этом документе необходимо установить:

- перечень характеристик товара, подлежащих кодированию;

- порядок, в котором будут располагаться коды в артикуле;

- принципы, по которым будут кодироваться каждая из характеристик;

- правила внесения изменений и дополнений в документ (на случай расширения ассортимента).

Если всего этого не сделать, через неделю никто и не вспомнит, что обозначают ваши артикулы.

Удачи вам в вашем бизнесе.

Если вам понравилась моя статья ставьте «Класс» и подписывайтесь на канал.