Один приятель часто сетовал на то, что "конкуренты все сплошь подлецы"; и только поэтому, именно поэтому, у них дела идут хорошо, а ему просто не остается места на рынке. Торговал он, как модно сейчас, по интернету. Выбрал себе направление приложения усилий нишевое: "Товары для путешественников и туристов".
"Пиарщикам, маркетологам и прочим плачу... и плачу, одни убытки", - делился он своей безысходной печалью. Надоел своим нытьем, в режиме нон-стоп, просто спасу нет.
- Ладно. Показывай свой магазин! Давай глянем, что там у тебя пошло не так..., - сдался я.
Оказалось было всё не так. Пиарщики пиарили, но так, что зайти в подобный магазин можно было исключительно лишь только по ошибке. Маркетологи чудили как хотели, но креативненько так, с огоньком. SMMщики не отставали и "давали жару".
Пришлось посоветовать приятелю срочно-срочно найти себе более продуктивное занятие, желательно, в котором он хоть что-то смыслит. А про интернет-магазин забыть, с такой продукцией, забыть как про страшный сон.
Приятель огорчился. Зато перестал надоедать. Подробности его уже не интересовали. Принял критику спокойно, магазин закрыл в течении трёх дней. Больше я его не видел.
И ладно. И славненько. Всё равно не понял бы. Как не поймут и те, кто пытается торговать нишевым товаром, совершенно не вникая в суть подобного бизнеса.
Мне, кстати, после закрытия такого магазина даже стало как-то поспокойней за не опытных туристов. Про себя лишь напел мелодию, перевирая слова:
"Жизнь у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в степи сосна,
Словно в году весна..."
Остальным про ошибки моего приятеля, впрочем, может и стоит прочитать. Хотя... информация такая себе... исключительно на любителя.
Первая ошибка. Нельзя привлекать персонал, который не имеет даже смутного представления о продукции, которую пытается реализовать. Особенно нишевую. Тем более пиарщиков, маркетологов и продавцов, вот, кстати, совсем не стоит. Никогда-никогда.
Покупатель придет дотошный, не школьники и студенты. У него обязательно будут вопросы. И на них нужно ответить. Четко и профессионально. По любому предмету экипировки будут вопросы, по снаряжению будут. Есили вопросов не будет, то это случайный покупатель. Ему в сувенирный.
Ошибка номер два. Туризм и туристы бывают разные. Одним, так нужен отель с пятью звездами на Карибах, другим - экстрим. Остальные туристы равномерно распределяться между крайностями. Отчаянных будут манить заснеженные вершины, философствующим подавай перевалы, неугомонным бурные реки и перевалы, бродягам болота и тайгу, и так далее... по большому списку. Угодить на всех не получится, так не бывает, при всем желании. Нужно уточнить свою целевую аудиторию. Соразмерно размаху деятельности. Скажем, тех же альпинистов, в одной Москве, куда больше, чем всех спелеологов вместе взятых в стране. На юга едут чаще, чем на Таймыр. Урал более посещаем, чем Саяны. И т.д.
Ошибка номер три. Скудное описание товара. И самое удивительное, ни вес не указан, ни объем. И таких "магазинчиков" в сети, к сожалению, хоть отбавляй. А сочетание известных брендов с нонеймом, обязательно отпугнет опытного покупателя. Он то искушенный, помнит, что жизнь у него одна.
Разумеется, магазинчики торгующие ширпотребом имеют право на существование. Как и производители такой продукции. Но спрос на такой товар сезонный и весьма специфический. Чаще дачники, рыбака-любители, грибники, и любители прогулок по пересеченной местности в пригороде.
Не станет опытный, битый камнями в своих вылазках, турист изучать спальник "на натуральной овчине", даже если его приобретает сама "Роснефть" или "Газпром", и прочие не менее удивительные заказчики. Они ещё и не то приобретут. Им можно. Наверное.
Рядовому туристу, понятно, на себе такое тащить... (и далеко ли уйдешь с таким весом и объемом?), да ещё как-то в самолет надо упаковаться (и ведь заставят платить за каждый килограмм!), даже если выбирать авто, то нужно большое, совместимое с такой поклажей. Не вариант.
Советы от продавцов в подобных магазинах пугают не меньше, чем товар. Могут посоветовать приобрести газ "известной фирмы, которая поставщик всех восходящих на Эльбрус", "его очень удобно перевозить в самолёте!". Ну да, ну да... с такими консультантами террористы могут расслабиться. Благодаря таким продавцам, подозреваю, некоторые путешественники уже сумели добраться до рая.
Восхищает и подход: "вот это снаряжение разработали лучшие дизайнеры из Франции и Италии". Интересно, а что эти хваленые евродизайнеры знают про сибирские морозы или Арктику? А про климатические парадоксы в России?
С импортозамещением, опять же. всё не гладко. На пару толковых компаний, приходится на порядок больше бестолковых. Зато цены как в Европе, или ещё выше. Пусть дерьмо, но родное.
Подведу итого. Покупателям нужно помнить - такие магазины есть в России, и беречь нервы. Не рисковать жизнью. Составить себе список с адекватным товаром и продавцами. Взвесив маршрут, соотношение цена/качество товара, добросовестность производителя. И перестать навсегда реагировать на рекламу. Вот совсем перестать реагировать. Качественный продукт не нуждается в рекламе. Его ещё найти нужно.
Бывает, реже, всё ещё хуже. Когда бренды предлагают купить даром, много ниже себестоимости материалов. Это уже аферисты, и счётчик на их сайте показывает только число идиотов перечисливших им деньги. Или получивших наложным платежом товар, за приобретение которого, все всяких сомнений покупателю нужно ещё и прилично доплачивать. За риск и неудобства.
Прошу прощение за откровенные банальности. Всё и так должно быть очевидно. Хотя, судя вот по отзывам в сети, далеко не для всех. На каждого бестолкового продавца найдется свой ещё более бестолковый покупатель.
Тут уж нужно проявлять житейскую мудрость, ибо как некогда было сказано очень-очень достойным мудрецом "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь".