Найти тему
Ничего личного

История простого солдата Великой Войны.

В истории, как правило, остаются имена полководцев. Как победителей, так и побеждённых. Но историю творят не они, а тысячи простых солдат, о которых, как правило, в исторических очерках упоминают очень редко. Итак, это история одного из тех воинов, благодаря которым мы до сих пор называемся русскими и говорим по русски. Тех, кто победил в этой страшной войне.

Фото 1947 года.
Фото 1947 года.

Панасенко Виктор Сергеевич родился 7 января 1926 года в городе Ростове-на-Дону. Вместе со своими сверстниками рос, играл, шалил, дрался, когда пришла пора — пошёл в школу, словом шла обычная мирная жизнь ребёнка в молодой Советской стране. Наверняка, строил планы на будущее, после окончания школы. Возможно мечтал стать лётчиком или моряком ( в детстве мы все, в большинстве, неисправимые романтики), возможно хотел стать машинистом паровоза или сталеваром — путей для дальнейшего развития была масса, а вся жизнь была впереди!

Но… 22 июня 1941 года всё изменилось. В это тёплое солнечное летнее воскресенье в одно мгновение всё поменялось в одно мгновение и, постепенно, ко всем пришло понимание, что жизнь уже никогда не станет такой же, как ещё вчера… «...Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, но враг будет разбит и победа будет за нами...» - эту фразу люди услышали около 12 часов дня 22 июня 1941 года из всех радиоприёмников.

22 июня 1941 года. Война пришла...
22 июня 1941 года. Война пришла...

А на западе страны уже горели города, немцы бомбили Минск, Киев. Гибли военнослужащие и мирные жители…

В военкоматы выстроились очереди добровольцев, чтобы записаться в армию. Но, брали не всех. Некоторым отказывали и они сокрушались: «Эх, без нас немца разобьют!»

Добровольцы в военкомате. 23.06.1941г.
Добровольцы в военкомате. 23.06.1941г.

Ведь все верили, что война будет короткой — ведь в небе непобедимые «сталинские соколы», а на земле три танкиста и «броня крепка и танки наши быстры». Ведь всё это неоднократно показывали в кино, да и книга Н. Шпанова «Первый удар» была очень популярна в тот период.

Уже менее чем через месяц пришло понимание — что война быстрой не будет. И известности никакой нет — сводки Совинформбюро говорили об успешных контрударах и тысячах уничтоженных врагов, а молва шёпотом твердила, что «немец, как ошалелый прёт — уже Минск взял и к Киеву подошёл»…

Общая картина первых дней войны...
Общая картина первых дней войны...

В ноябре 1941 года немцы подошли к Ростову-на-Дону. Семья Виктора эвакуировалась в Закавказье в город Тбилиси (ныне столица Грузии). Виктор с друзьями рвался на фронт, но в военкоматах мальчишек, которые не подходили по годам под призыв, прогоняли угрюмые военкомы - «не мешайтесь, и без вас хлопот хватает!» Но мальчишки не унимались. И наконец повезло — сотрудник военкомата предложил поступить в Тбилисское артиллерийское училище.

Успешно сдав экзамены, Виктор надел курсантскую форму. Начались занятия. Проучиться удалось почти год.

Но, ещё в начале 1942 года немцы развернули наступление на Кавказ, с целью отрезать СССР от нефтеносных районов Баку и Грозного (сибирские месторождения тогда ещё разработаны не были) и тем самым лишить Красную Армию горючего для танков, самолётов и другой технике, что означало бы скорое поражение в войне.

25 сентября 1941 года немецкие войска силами 17-й армии, 44-го армейского корпуса, 57-го танкового корпуса, 49-го горнострелкового корпуса, дивизионной группы «Ланц» и 4-го авиационного корпуса вышли к городу Туапсе, который был крайне важен в стратегическом отношении. Сдача Туапсе означала потерю предпоследней военно-морской базы на черноморском побережье, попадание в руки противника огромного туапсинского нефтеперерабатывающего предприятия и, самое страшное, то, что, по подтверждённым данным дипломатической разведки, между Германией и Турцией существовала секретная договорённость — в случае захвата немцами Туапсе, Турция вступает в войну в качестве союзника Германии и оккупирует оставшуюся часть Закавказья, включая бакинские нефтепромыслы. На кону стояла судьба всей страны. В то же время немецкая 6-я армия Паулюса наступала на Сталинград. Резервов у наших войск не было...

Туапсинская оборонительная операция 1942 года.
Туапсинская оборонительная операция 1942 года.

Были экстренно мобилизованы и брошены в бой все силы, в том числе и недоучившиеся курсанты военных училищ.

По годам Виктор не подлежал отправке в зону боевых действий — 16 лет, но оставаться в тылу, когда решается судьба Родины, он не захотел. И поэтому, воспользовавшись суматохой, приписал себе 2 года, авось не заметят! Не заметили. И 11 ноября 1941 года Виктор Панасенко оказался в роте артиллерийской разведки 18-й армии.

Задачей разведчиков было обнаружение вражеских целей, нанесение на карту их координат, отслеживание перемещений противника и корректировка огня своих батарей. Напомню — Туапсе находится в гористой местности, поэтому дальнобойные гаубичные батареи стреляли через горный хребет с закрытых позиций.

Расчёт советской гаубицы ведёт огонь с закрытых позиций. Туапсе 1942 год.
Расчёт советской гаубицы ведёт огонь с закрытых позиций. Туапсе 1942 год.

В таких условиях роль артиллерийских разведчиков была основной. При всём этом, в отличие от обычной пехотной разведки, артиллеристам запрещено было завязывать бои с противником, захватывать «языков» и т. д. - ведь это полностью сводило на ноль основную задачу.

Разведчик-артиллерист
Разведчик-артиллерист

Но в битве за Туапсе у артиллерийских разведчиков не раз было так, что не только приходилось вступать с противником в огневой контакт, но и вызывать огонь своей артиллерии на себя…

Разведка  и корректировка огня артиллерии. 1943 год.
Разведка и корректировка огня артиллерии. 1943 год.

Про те события поэт Е. Астахов написал:

«...Я был убит под Туапсе,

В районе высоты Семашхо.

Слезой по мне блеснет в росе

Пробитая осколком фляжка...”

Виктору повезло — в он не только выжил в этом аду, но и не был ни разу ранен. «Ты, наверное, заговорённый» - шутили однополчане...

Так в роте артиллерийских разведчиков Виктор и прошёл всю войну. После Туапсе было освобождение Краснодара, бои на «малой земле»Новороссийска, штурм «Голубой линии» на Таманском полуострове, форсирование Керченского пролива и освобождение Крыма, бои на Киевско-Житомирском направлении и освобождение Житомира, Бердичева, Каменец-Подольского, переход через перевалы Главного Карпатского хребта, бои в Словакии, бои на Берлинском направлении весной 1945 года и, наконец, освобождение Праги. Там Виктор и услышал слова радиодиктора Левитана о Победе над фашистской Германией! Был награждён орденом Красного Знамени, медалями "За Отвагу", "За освобождение Праги", "За взятие Берлина".

Фото 1947 года.
Фото 1947 года.

После войны и до своей демобилизации Виктор Сергеевич принимал участие в ликвидации бандеровского подполья в Ровенской области западной Украины. Демобилизовался из армии в 1947 году в звании сержанта и вернулся в родной Ростов-на-Дону. Город необходимо было восстанавливать и возвращать к мирной жизни.

Всю жизнь после войны Виктор Сергеевич Панасенко работал водителем и возил грузы по дорогам страны.

Умер 2 ноября 1982 года.