Найти тему

Конструктивизм шагал по стране: от Москвы до самых до окраин

Оглавление

Яндекс. картинки
Яндекс. картинки

Советская и российская архитектура во всём мире знаменита своими достижениями

в области конструктивизма. 

В 20-50 годы XX века это направление архитектуры было очень модно по всему миру.

Представители этого направления брали за основу всё то, что окружает человека: природу, быт, машины, саму архитектуру, животный мир и даже мир насекомых. Раковины морских существ, устройство птичьих гнёзд, техника, устройство пчелиных и осиных сот, - всё вдохновляло архитекторов на эксперименты. 

Отторгнув традиции предшествующих поколений в построении общественной жизни, молодая Республика Советов окунулась в новое и неизведанное. Именно поиски новых форм построения новой общественной формации людей привели к тому, что конструктивизм в советской России расцвёл мощно и многосторонне. 

По всей Республике закипела напряженная работа. 

Целых 15-20 лет продолжались интенсивные архитектурные и

 строительные эксперименты. 

Сам дух Новаторства широко приветствовался властями.

К концу 30-х годов этот гул затих. Точнее его приглушили. 

Пришли иные времена, другие веяния. 

Разворачивающийся в стране тоталитарный строй возводил в архитектуре себе подобное.

Сталинский ампир широко шагал по стране.

И России в наследство навсегда остались те замечательные шедевры конструктивизма, которыми мы не перестаём восхищаться и к которым

приезжает поучиться полмира. 

Сегодня у нас для рассмотрения всего лишь 2 объекта. Как говорится, для примера, но от края и до края. 

Один на Севере страны, второй-на Юге. 

*

-2

*

Архангельский Дом связи.

Фундамент этого Дома заложили в 1931 году. В советской России решались политические задачи индустриализации страны.

СССР был на марше. Поэтому в фафоре была "машинная" архитектура. 

"Дом-пароход" должен был отвечать этим требованиям.

*

Пароход
Пароход

*

Первая морская столица однако. Северный порт Великой Страны! 

Архангельский почтамт действительно чем-то похож на пароход. Обратите внимание!

*

Дом-пароход. 30-40-е годы XX века
Дом-пароход. 30-40-е годы XX века

*

Особенно здесь на черно-белых фотографиях 30-40-х годов.

На первом этаже, где посетители заказывают и оплачивают всевозможные услуги: от написания и отправки открыток до получения посылок, - архитекторами этот

Дом-пароход задумывался, как просторная с высокими потолками полукруглая кают-компания, в которой собирается весь экипаж, чтобы отобедать, провести собрание или отпраздновать событие, касающиеся всех.

3,4 и 5 этажи Главпочтамта, где располагается адмиристрация организации напоминает капитанский мостик.

Архитекторы предполагали наличие окон в виде иллюминаторов для ещё большего придания зданию вида этакого корабля, отправившегося по морю-океану за письмами, телеграммами и посылками для трудящихся Архангельска. 

Но пока проектировали, строили, да рядились Иосиф Виссарионович дал отмашку прекратить всякую вольницу.

Трудовые пролетарии и крестьянство не оценили изыски и поиски архитекторов. Им оказалось очень сложно привыкнуть ко всякого рода машинам и пароходам в архитектуре.

И уничтожаемые классы недобитой буржуазии и творческой интеллигенции воротили также носы от нового направления в архитектуре.  

-5
-6

Был уж слишком опролетариален!

И часто уж банально обрушались эти изыски новой пролетарской диктатуры в архитектуре.

У парохода-Главпочтамта отобрали иллюминаторы и вставили широкие высокие добротные окна. 

А чтобы окончательно Дом связи никоим образом не был похож на корабль, плывуший в неизвестном направлении, постарались внешней отделкой нивелировать любой намек на пароход. 

Был объявлен специальный конкурс на дизайн-проект, говоря современным языком. 

Выиграл его некий Писарев.

Ремонт был выполнен. Деньги 'освоены". Но на мой взгляд, к нашей радости пароход-дом остался "морским существом". Благополучно в настоящее время прибыл он в эпоху олигархического капитализма и плавает сейчас в неспокойно море реформ и перестройки функционала российской почты. 

Горельеф на тему почты
Горельеф на тему почты

И сегодня Главпочтамт похож на корабль ( пусть сухопутный ) в городской среде. 

Посмотрите сами :  

*

-8
-9

Ну и как?

Точно же

ДОМ-ПАРОХОД !

Красив!!

***********************

Другой "дом-машина", точнее

*

"дом-трактор"

*

находится на Юге нашей страны. В городе Ростов-на-Дону. 

Это Ростовский академический театр драмы им. М. Горького. 

*

-10

*

 Здание, определяющее облик Театральной площади, известно в архитектурном мире как поздний памятник конструктивизма.

Макет сей экзотики даже хранится во французском музее мировой архитектуры, также называемый как Город архитектуры и культурного наследия. Он огромен и расположен недалеко от Эйфелевой башни, на берегу Сены во дворце Шайо.

*

Музей архитектуры, Париж
Музей архитектуры, Париж

*

А в Лондонском музее архитектуры представлены два шедевра из России: храм Василия Блажннного и... театр-Трактор из Ростова-на-Дону

Строительство здания театра было задумано в 1929 году. 

Местом был выбран пустырь между недавно объединёнными в один город Ростовом и Нахичеванью-на-Дону.

По переписи населения в Ростове и Нахичевани в то время проживало более 308 тыс. человек. Но такой большой краевой центр, (по территории равный Франции вместе с Бельгией) не имел здания театра. «То помещение, над которым красуется вывеска-театр имени 

А.В. Луначарского-пригодно для какой угодно цели только не для театра»,- свидетельствовали очевидцы. «Больше всего это помещение напоминает предбанник семейной бани или вход в шашлычную» - таково было их мнение.

И Северо-Кавказский крайисполком постановил: «Считать необходимым срочно приступить к постройке театра в г. Ростове», решив, что строительство театрального здания является первостепенной задачей. Стремление ростовчан поддержали в столице. В конце 30-х возникла насущная потребность серьезного преобразования театрального искусства. В Москве уже стали понимать, что «выработалась высокомерное, «олимпийское!» отношение к театральной провинции: плохо, мелко, неинтересно…». Отмечали, что «это идущее от дореволюционных традиций высокомерие, укоренилось довольно глубоко и вредит в первую голову той же столице, мешает ее обогащению талантливыми актерами и даже режиссерскими силами провинции».

Появились даже призывы – «Перенести культурную столицу в Ростов»!..

И с революционным максимализмом и пламенным энтузиазмом порешили построить в Ростове не просто театр, а самый большой («больше Большого») и не только в стране Советов, а и всего мира. Самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («здание и его планировка должны обеспечить полную возможность постановки в театре большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый!!!

Вообще предполагалось на базе театра создать - Международный Экспериментальный Театральный Центр, «чтобы дать возможность использовать новую сцену для художественных экспериментов всем тем мастерам, которые ищут новых путей развития советского театра».

То есть намечали основать некую экспериментальную театральную лабораторию, где бы решались многие творческие задачи. Среди них - «формирование новой эстетики, нахождения языка, с которым необходимо разговаривать с новой публикой».

Так что возникла не просто идея-фикс, а содержательная тенденция, пронизывающую всю театральную атмосферу России.

В те годы сказано – сделано! 

 В 1930 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс, на который представили 25 проектов, 

6 из которых получили премии. Первую премию на конкурсе получил проект «Красный мак», разработанный братьями Бархиными.

Они получили и денежную премию. 

То есть должен был быть построен дом-маяк.

Однако, после знакомства с пришедшим позднее и не участвовавшим в общем конкурсе проектом В. Щуко и В. Гельфрейха, было решено использовать именно его. Всё оборудование сцены спроектировано инженером И. В. Экскузовичем. 

*

Проект Щуко и Гельфрейха
Проект Щуко и Гельфрейха

*

В основу архитектурных форм здания была положена стилизация трактора, скорее всего, первого советского гусеничного трактора «Коммунар». 

*

-13
-14

Обратите внимание как стилистически точно в проекте архитекторов выверен образ трактора. ( NB! )
Обратите внимание как стилистически точно в проекте архитекторов выверен образ трактора. ( NB! )

*

До сих пор поражает их мысль: ведь никогда и никому на нашей планете не приходило в голову соединить храм искусства с образом «автомашины для буксировки прицепных повозок или для тяги сельскохозяйственных орудий», т.е. трактора!

Но «ларчик» открывался просто…В 1929 году Совет труда и обороны принял постановление об организации машинно-тракторных станций - МТС. И вся страна жила этим событием. Почетность новой профессии всенародно подтвердил Матвей в художественном фильме «Дело было в Пенькове». А газеты были просто напичканы лозунгами типа: «Трактор-лучший агитатор за крепкий колхоз!», «Готовый трактор к косовице-новый удар по кулаку!», «Ходим по тракторам…»(о том, что надо сдавать утильсырье) и даже «Радио-тракторам»! Вот посему символом перемен, происходящих в стране и стал трактор, «перепахивающий твердь вековых устоев». А по задумке В.Щуко и В.Гельфрейха здание театра должно было «бороздить просторы театральной нивы»…

Далее возник вопрос: «Где взять средства?» на столь грандиозное строительство. Предложения были самыми разнообразными: советовали горсовету…присоединиться «к резолюции кроватной фабрики «Десять лет Октября», которая предложила построить новый театр и назвать его «Театр памяти В.И.Ленина», для чего учредить акционерное общество для постройки, куда отчислять деньги из своего заработка». В ином случае - «на постройку рабочего театра мастерская клуба совторгслужащих провела платный спектакль, чистый сбор с которого, в сумме 136 рублей, внесен в фонд постройки городского театра». И даже «предлагалось на постройку нового театра изъять налог со спиртного»…

И когда Наркомпрос утвердил сметы и планы, на так называемую ростово-нахичеванскую межу «пришли инженеры с астролябиями и, размерив на площади в два с половиной га строительные участки, приступили к работе».

Стройку объявили тоже Всесоюзной. В город стали съезжаться рабочие со всей страны. Были приглашены известные специалисты по работе с мрамором, мастера по шлифовке камня...

Но главной гордостью был тот факт, что на строительстве не израсходовали ни копейки на импорт. Директор «Театростроя» тов. А.М.Стамблер» открыл карьеры в Крыму и на Урале, где ломали мрамор, шлифовали стекло, лили медь и изготовлялись шпингалеты и ручки к дверям. Даже мягкая мебель с сидениями из красной кожи, изготовлялась в мастерских театра».

К работе были привлечены и медики: лор, окулисты, невропатологи, дабы «точно установить, какое освещение, какие цвета, какие формы дают наибольшие возможности советскому зрителю сосредоточить всю силу своего зрения и слуха на происходящем на сцене».

Не нашли только специалистов-акустиков, ведь лучшие из них были представителями, опальной в то время, церкви. А акустика дело тонкое, можно сказать, ювелирное. Но в конце 30-х к этому вопросу отнеслись, мягко говоря, иронично, поэтому проблемы акустики не сочли значительными. Да и место для будущего театра не стали подыскивать, а просто выполнили распоряжение областного комитета партии. И построили театр на границе между городами Ростовом и Нахичеванью-на-Дону. Тогда быстрыми темпами рос первенец 1-й пятилетки - завод «Ростсельмаш» и необходимо было не только соединить два города, но и переместить центральную часть разрастающегося областного центра, в связи, с чем и было данное постановление.  

В 1935 году строительство было завершено. Многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.

Правда, идеальное сходство с трактором?
Правда, идеальное сходство с трактором?
-17
-18
-19

*

27 ноября 1935 года театр открыли - громко, помпезно, а главное-радостно! Всех заверили, что «величественное театральное здание - одно из лучших в мире по масштабу и оформлению-ярчайшее свидетельство огромных побед партии Ленина-Сталина и пролетарского государства».

Открытие театра превратилось в подлинное торжество. Первый день был посвящен чествованию строителей, которые соорудили раритетное здание. На торжественном собрании довели до сведения, что «на строительство здания было затрачено 20 млн. рублей, пошло 7 млн. штук кирпичей, 3 тысячи тонн гранита, 3 900 тонн мрамора, 8 тысяч тонн известняка и 500 вагонов металла».

Главного инженера и директора стройки наградили легковыми автомобилями, а последнего, А.М.Стамблера, назначили директором театра! На праздничном концерте выступал Вахтанг Чабукиани.

На площади перед театром пылали костры, играли оркестры, колонны демонстрантов заканчивали шествие плясками, песнями. Приветственные телеграммы прислали Алексей Толстой, Илья Эренбург, народная артистка республики Ольга Книппер-Чехова, маршал Советского Союза Семен Буденный. Прозвучали - напутствие К.С. Станиславского, который в телеграмме пожелал: «Успеха в борьбе за настоящее искусство» и обращение старейшего в стране московского Малого театра, артисты которого…вызывали «новый коллектив ростовской драмы на творческое соревнование».

Все пожелания предстояло воплотить творческому коллективу, который к тому времени был удостоен имени «лучшего пролетарского писателя Максима Горького».

На второй день был показан первый

спектакль «Мятеж» по одноимённой повести Д. А. Фурманова.

Известно, что по ходу действия на сцену была выведена целая конница 

Коллектив открыл новую страницу в своей биографии. Настолько, что долгие годы принуждали вычеркнуть из его славной истории 72 года существования ростовской драмы

( дореволюционной ) и начать новое летоисчисление.

Первое время, как утверждают очевидцы, в театр ходили не на спектакли или громкие актерские имена, а «посмотреть здание, насладиться делом рук своих, ощутить мощь страны, в которой жили».

*

-20

*

Большой зрительный зал вмещал 2200 человек. Сцена состояла из двух вращающихся кругов-большого

24,5 метра и малого-в 14 м. Помещение для оркестра было рассчитано на 100 человек.

*

По проекту большой зал
По проекту большой зал

*

Чертёж здания театра
Чертёж здания театра

*

Изумленный венгерский писатель Бела Иллеш писал: «Если будет показана война, то по сцене пройдет целая армия с кавалерией, артиллерией и танками. Если на сцене будет совхоз-целые тракторные колонны смогут продефилировать перед зрителями. Парашют? И это здесь не препятствие».

Зритель получил отдельный зал для концертов, фойе, театральный музей, ресторан, библиотеку, зал для курящих и желающих просто провести антракт в тишине.

В огромных гусеницах заселили рестораны и кинотеатры.

В кабине - театральный зал с несколькими уровнями двух сцен

Для освещения сцены и возможности создавать на ней различные световые эффекты был изготовлен ряд световых аппаратов, обслуживала которые специальная подстанция. Её мощность была больше дореволюционной электростанции, дававшей свет для всего города.

За кулисами актерам там было вольготно и комфортно. У них вместо привычных гримуборных были теперь кабинеты «предусмотрено все, чтобы обеспечить максимальную производительность труда актеров, стимулировать их творчество, давать им повседневную зарядку бодрости и воли к труду».

Появилось много новшеств и отличий. Однако выстроить театр таким, каким он задумывался-не удалось.

Впрочем, в то время не было модным сознавать собственные ошибки. А потому с первых же минут и стали «трубить» о том, что «необыкновенный проект достойно воплощен в жизнь!». Что, увы, что было далеко от истины…

А если честно сказать, зданию театра не повезло изначально. И местонахождением - его построили на пустыре-свалке. И далее-при его строительстве несколько раз срывалась несущая конструкция.

*

-23

*

На завершающем же этапе произошла ссора партийных кураторов стройки с автором горельефов, украшающих здание.

А скульптор Сергей Корольков в один из моментов жесточайшего спора схватил лопату и…соскоблил одного из персонажей композиции. Вскоре ваятель уехал вообще за границу, что в то время было равнозначно предательству. Отчего, долгое время был объявлен врагом народа, поэтому было запрещено даже упоминать его имя.

На скульптурных горельефах - «Железный поток» и «Гибель Вандеи» запечатлена братоубийственная война, которая особо проявилась на Дону.

*

-24
-25

*

Многие угадывают в персонажах образы из «Тихого Дона».

Но все это ныне не очень существенно, кроме одного-в зрительном зале звук жил по-своим, только ему ведомым законам. Актерам приходилось сильно повышать голос. Но в то время сей факт, поначалу не сильно смущал. Ведь тогда всем в основном приходилось разговаривать лозунгами и призывами. Весь стиль жизни, его драматургия заставляла или подразумевала именно такой способ изложении мысли.

И тогда никто не обратил внимания на запись, которую сделал режиссер из Москвы Юрий Александрович Завадский, побывавший со своим коллективом на гастролях в Ростове: «…не завидую труппе, которая будет в нем играть». Но по иронии судьбы ровно через год после этого откровения, режиссер вместе с частью труппы, которую возглавлял в Москве, был переведен на работу в Ростов-на-Дону. По одной версии за неугодные творческие изыски, а по другой - «должен был показать пример в освоении огромной сцены».

Сегодня и это не важно. Главное, что столица подарила на четыре предвоенных сезона столичных актеров-В. П. Марецкую, Р.Я. Плятта, Н.Д. Мордвинова. По сей день, театралы называют этот период «золотым веком» ростовской драмы.

Ростов полюбил театр особой любовью, зрители ждали каждой новой постановки Ю.А.Завадского с особым нетерпением. В них ярко раскрывались творческие возможности и тех, кто с ним приехал и тех, кто работал в ростовской драме ранее.

Вера Марецкая сыграла главные рои в блистательных спектаклях «Любовь Яровая», «Укрощение строптивой» и «Горе от ума» и именно из Ростова ездила на съемки прославленного кинофильма «Член правительства». Здесь же у нее произошло, и большое событие в жизни-она родила дочку. Николай Мордвинов сыграл заглавные роли в «Отелло» и «Тигран» и выезжал на съемки к/ф «Богдан Хмельницкий». А Ростислав Плятт так вспоминал ростовский период: «В спектакле «Дни нашей жизни» Л.Андреева я сыграл роль резко отрицательную. Некого Эдуарда фон Ранкена, страшного человека со сложным характером.

Но как, ни странно, я этого мерзавца любил нежно, как своего ребенка. Объясняется это тем, что именно тогда впервые почувствовал, как глубоко я влез в «шкуру» роли…

и у меня состоялся первый в моей творческой жизни роман с ролью». Но для того, чтобы написать столь сокровенное признание, понадобился не один десяток лет.

А тогда, в 1938 году, первым покидая Ростов, артист написал такие стихи:

«Я другой такой не знаю сцены,

Где так плохо слышен человек»…

Четыре года ( 1936-1939 г.г. )

режиссер и актеры старались и боролись за освоение самой большой сцены ( по размерам) в мире. Ю.А.Завадский с коллегами победил пространство, объем, но только не звук. Москвичи «кричать» не умели, да и не могли. И в 1939 году они вернулись в столицу.

Оставшиеся артисты, костяк труппы, который перешел из драматического театра имени А.В.Луначарского продолжали трудиться и искать новые, более совершенные формы освоения сцены-гиганта. Правда это длилось недолго: через полтора года после отъезда Завадского началась война. 

В конце тридцатых годов фасад облицевали итальянским мрамором, остальную часть театра гранитом и инкерманским известняком, пилястры при входах в театр были из полированного лабрадора. Также естественным мрамором были облицованы главные лестницы, искусственным — вестибюль, фойе и зрительный зал.

*

Величественная подъездная лестница
Величественная подъездная лестница

*

Такие крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, называли театр жемчужиной советской архитектуры.

Во время войны даже был момент, когда линия фронта пролегала через театр. 

*

Словацкие легионеры на Театральной площади, Ростов, август 1942 г.
Словацкие легионеры на Театральной площади, Ростов, август 1942 г.

*

 В феврале 1943 года фашистская зондеркоманда взорвала красавец- театр. И он 20 лет простоял зияющей раной в центре города.

*

Послевоенный парад у разрушенного театра
Послевоенный парад у разрушенного театра

*

И только в 1963 году на Театральной площади было восстановлено здание театра. Это был подарок к столетию театра. Правда, театр стал намного меньше. 

*

Проект реконструкции выполнен архитекторами В. М. Аникиным, В. Н. Разумовским, В. В. Леонтьевым под руководством Н. Н. Семененко и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки.

!!!!

Вместе с тем значительно была улучшина акустика.

С тыльной стороны здания была построена сценическая площадка, которая получила известность как «Зеленый театр».

В настоящее время в здании театра имеются три сценические площадки: Большой зал на 1165 мест, Малый зал на 300 мест и Экспериментальная сцена на 70 мест. Кроме того, в западном крыле расположена ART-галерея, в которой проводятся выставки-продажи произведений искусства, и ART-кафе «Театральная площадь № 1». 

Из-за необычной формы, ростовчане неофициально театр так и называют — Трактор. 

-29

*

В  ночи Трактор освещает свой театральный путь
В ночи Трактор освещает свой театральный путь

Фарами.

Сегодня это музыкальный театр оперы и балета
в городе Ростов-на-Дону.

*****

Дорогие читатели и подписчики, если тема русского и советского конструктивизма вам интересна,

то, пожалуйста, напишите об этом

в комментариях. Тогда автор, видя ваши драгоценные отклики, будет продолжать об этом рассказывать.

В мире-то очень ценят памятники нашего отечественного конструктивизма.

Пора и нам разбираться!..