Найти тему
Понедельник 🗓️

Нужна ли в наших школах «педагогическая тайна»?

Оптимизация в последние годы безжалостно прошлась по самым жизненно важным сферам нашего бытия – здравоохранению и образованию. И перемены к лучшему, к сожалению, в меньшинстве.

Вот, например, в школах ввели так называемое «инклюзивное образование». Этот вариант подразумевает, что дети со значительными ограничениями по здоровью, имеют право обучаться в обычной школе вместе с полностью здоровыми учениками. При этом проблемы со здоровьем могут быть как физическими, так и интеллектуальными.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Такой подход имеет и положительные и отрицательные стороны. С одной стороны совместное обучение должно помочь социализироваться «особенным» детям. С другой стороны – отличающие дети почти всегда становятся объектом насмешек и даже травли. В последнее время в русский язык даже пришел термин «буллинг» (как будто русскими словами обойтись не могли) .

Исключить или хотя бы сгладить негатив в отношении особенного ученика призвана «педагогическая тайна».

Коллективу учителей, который занимается обучением конкретного ребенка в школе, должна быть известна информация об особенностях здоровья ученика. Эта информация может содержаться в медицинском заключении, которое родители предоставляют в школу. В идеале это должно помочь педагогическому составу найти оптимальный подход к обучению. В реальности можно надеяться, что ребенка с проблемами с сердцем хотя бы не заставят бежать кросс, а на дислексика не станут кричать, если он опять перепутал все буквы.

Педагогическая тайна – понятие подразумевающее, что педагогу запрещено разглашать информацию об интеллектуальных или физических особенностях ученика, присущих ему в силу диагноза. В январе 2020 года специалисты рабочей группы «Здоровый ребенок» заявили, что считают нужным закрепить запрет в законе, но на данный момент этот вопрос только обсуждается.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Необходимость в оформлении «педагогической тайны» как юридического термина ставят под сомнение и педагоги и родители. Ведь профессиональная этика учителя и так запрещает делиться подобной информацией со всеми желающими. Кроме того, в российском законодательстве уже предусмотрены нормы и наказания за нарушение неприкосновенности частной жизни, за разглашение персональных данных. Так зачем же вводить какие то дополнительные термины?

Вопрос сложный. С одной стороны, серьезные проблемы со здоровьем, как правило, заметны невооруженным глазом. И «тайна» сводится к тому, что все всё знают, но обсуждают «за глаза».

С другой стороны, родители здоровых детей справедливо беспокоятся – ведь если неизвестно чем болен «особенный» ребенок, то он может быть заразен или психически нестабилен, а значит опасен.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Имеют ли право родители других детей знать диагноз "особенного" ученика?