Бомы – это отвесные скалы или высокие утесы, возвышающиеся вблизи русла реки или дороги.
Они являются опасными для путников из-за крутых поворотов и узкой дороги, которую невозможно расширить. Много таких опасных скал встречались раньше вдоль Чуйского тракта.
До 30-х годов прошлого века бомы были труднопроходимы и летом, и зимой. Для повышения безопасности возле некоторых бомов устраивали помосты из бревен с перилами. На других бомах с двух сторон ставили ограждение из жердей. Подъехав к такому забору, всадники и возничии шли пешком до второго ограждения и открывали его. Затем возвращались к лошадям и повозкам, открыввали ближний проезд и проходили узкий участок дороги. Встречный странник, заметив убранные жерди, останавливался и ждал, когда проход освободится.
На мунинском и барангольском бомах встречные автомобили и повозки не могли разъехаться до 50-х годов прошлого века. Мунинский бом – один из первых бомов, встречающихся на Чуйском тракте за селом Усть-Муны (485 км). Сейчас эта часть дороги расширена и неопасна.
Бом Кор-Кечу
На 684-м км Чуйского тракта находится один из труднопроходимых участков дороги - скалы Кор-Кечу (Кур-Кечу), которые начинают череду Яломанских бомов. В этом месте крутые скалы нависают над дорогой и прижимают ее к реке Катунь.
Исследователи тюркских языков переводят это название как «переправа через мост», «мостовой брод», «гибельная переправа».
От Кор-Кечу до села Малый Яломан (695-й км) дорога идет высоко над обрывом в проносящуюся внизу Катунь и проходит мимо бомов Уркош (Юркош), Кынгырар, Айры-Таш, Яломан. У бома Айры-Таш (693-й км) тракт проходит через узкое ущелье, которое называют Каменными воротами.
На старом Чуйском тракте, построенном в начале XX века, от бома Кор-Кечу до села Кош-Агач было 22 бома. А переправляться через Катунь во время большой воды было опасно, а иногда невозможно.
В начале 30-х годов прошлого века требовалось решить вопрос: строить мосты через Катунь или пробивать тракт через бомы. Приняли решение пробивать горы. Начали с бома Кор-Кечу. Весной 1933 года первый автомобиль прошел по участку, считавшемуся ранее непроходимым.
Бом Бичикту-Кая
Следуя далее по тракту, на 710-м км встречаем бом Бичикту-Кая, что означает «писаные камни» или «скала с надписью». Исследователи Алтая утверждают, что в этом месте было много наскальных рисунков и надписей, которые были уничтожены взрывными работами во время строительства дороги. Тюрколог В. В. Радлов в 1860 году писал о трудно различимых надписях на монгольском и китайском языках на скале Бичикту-Кая.
Бомы возле села Иодро
На 735-м км Чуйского тракта расположено село Иодро (в переводе с алтайского»черемуха»). В прошлом дорога в это село проходила мимо бома Ак-Тажар (Акташарбом), трудно преодолеваемого даже верхом на лошади. За селом дорога шла мимо бомов Большой Сиерпек («камень с прискочками», «прыжок») и Малый Сиерпек.
Белый бом (Ак-Бом)
Во времена, когда Чуйский тракт был конной тропой, самым опасным для прохождения был Белый бом (ныне 742-й км). Две встречные вьючные лошади одновременно пройти здесь не могли. Встретившиеся здесь две вьючные лошади не могли разойтись.
Купцы и скотоводы делали так: первым по узкому месту шел погонщик, оставлял в конце узкого места шапку и возвращался за стадом. Шапка сигнализировала встречным путешественникам, что по тропе идти нельзя.
Ак-Бом – огромная отвесная скала из белого известняка возвышается над рекой Чуей на 500 м и прижимает ее к реке. Теперь здесь вырублена широкая дорога, но внимательный путешественник может обратить внимание на крутой гравийный участок старого Чуйского тракта, построенного в 1903–1913 годах.
Скала Белый Бом признана памятником природы Республики Алтай.
Для тех, кто впервые совершает путешествие по Чуйскому тракту, участок у Белого Бома покажется экстремальным из-за опасных спусков, крутых поворотов и подъемов. В награду отважным путникам открывается потрясающий вид на долину реки Чуи.
На канале «Впечатлительный путешественник» о Республике Алтай опубликованы статьи:
Краткая история строительства Чуйского тракта
Путешествуем по Чуйскому тракту. Часть 1