Найти тему
Культурология для всех

Мозги не нужны: египетская мумификация

Добрый день, я продолжаю свой цикл про древний Египет. Уже рассказала про секрет короны и происхождение мира и Почему Тутанхамона похоронили в чужой гробнице

В этой публикации пойдет речь о начале пути души в загробный мир. О первом этапе, который ожидает умершего - это мумификация его тела.

Итак, история про загробный мир начинается со смерти. Грустного, с нашей точки зрения, момента, но у египтян все не так однозначно. Тело умершего превращали в мумию.

Способы были разные от естественной мумификации (высушивания) в песках пустыни, до сложной процедуры, когда, по описанию греческого историка Геродота, вынимали внутренности, обмазывали тело бальзамами (отсюда второе название процесса - бальзамирование), затем помещали в соль на 70 дней, потом обертывали полосками ткани, на лицо наносили глину и расписывали. Представили себе сейчас такую классическую мультяшную мумию?

Процедуру бальзамирования контролировал бог Анубис.

-2

Его изображали черным шакалом, дикой собакой или человеком с головой шакала или собаки. Я уже рассказывала, что такое изображение богов - наследие первобытного тотемизма. Так богиня Бастет изображалась с головой кошки, Таурт - бегемота, Сехмет - львицы - это называется зооантропоморфизм.

-3

Анубис сделал первую мумию, и с тех пор создание всех мумий - это его ответственность. Он же следит за правильным размещением вынутых у покойного внутренних органов. Если сердце возвращают мумии, то для желудка, легких, кишков и печени с 3 тыс. до н.э. есть специальные сосуды - канопы. Это кувшины символизирующие детей бога Гора. О нем я расскажу дальше, а пока о его сыновьях. Крышки сосудов делались похожими на этих богов:

Амсет - с головой человека - хранил печень и располагался у южной стены

-4

Хапи - с головой павиана - хранил легкие и ставился у северной стены

-5

Дуамутеф - с головой шакала - желудок - у восточной стены

-6

Кебексенуф - с головой сокола - кишки - у западной стены.

-7

Кстати говоря, мозг древние египтяне извлекали крючками через нос, по утверждению того же Геродота, а потом выкидывали, как не особо ценный орган.

-8

Каждый из детей Гора еще и символизировал 4 важнейшие сущности, которые оставались после смерти человека: Кебексенуф - мумию, Хапи - сердце, Дуамутеф - ба, Амсет - ка.

О том, что это за сущности и какую роль они играли в дальнейшей судьбе умершего, я расскажу в следующих публикациях.

Ставьте лайк, если вам понравилось, подписывайтесь на канал. Полную версию обзора про представления о загробном мире в древнем Египте Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале: