Как-то попросили меня что-нибудь сказать про среднее образование. Ну как же – из учительской семьи, в школе бывал, даже на родительские собрания ходил исправно. Аргументы, однако. И я согласился, благо теперь это можно сделать, не выходя из дома. И вот что получилось.
Не очень погрешу против истины, если скажу, что в нашей стране все, кому больше 18 лет, отлично знают СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ, тем более среднего. С этой стороной жизни мы либо были связаны когда-то, либо терзаемся в настоящее время. А около половины всего взрослого населения, так или иначе, но вовлечены в этот процесс - или как учителя и воспитатели, или как родители, или как прочие родственники от дедушек и бабушек до дядей и тетей включительно. О самих детях пока говорить не будем
Сказать, что тема среднего образования актуальна – это почти ничего не сказать – она живо и весьма трепещет. Поэтому в социальных сетях настоящий бум обсуждений и мнений, сравнений типа: « а вот в мою бытность школьником…», «а вот в Финляндии (Германии, Голландии, Франции…)». Отдельным видом обсуждений идут мнения самих учителей и «учителей учителей». Обострение обычно наблюдается ближе к сентябрю, но каждый год.
Вот и получается – все ЗНАЮТ, что делать и как, а дела с каждым годом все хуже и хуже. Впрочем, удивляться не стоит. В этой сфере нашей жизни наблюдается настоящий реформаторский РАЖ. (Словарь Ушакова Д.Н.: раж, ража, мн. нет, муж. (франц. rage) (разг.). Ярость, неистовство, исступление, сильное волнение. Прийти в раж. Войти в раж. Сделать что-нибудь в сильном раже). Воистину – не умеешь управлять, начинай реформу.
Первые грозовые признаки возникли в последние два года прошлого века. А с началом текущего столетия процесс принял лавинообразный характер. И некоторые явления носят, прямо скажем, загадочный характер.
Загадка первая: Неравенство государственных образовательных учреждений.
Уже из простой типологии ГОУ (не пугайтесь, это общепринятое современное сокращение названия просто средней школы) видно, что школы не вполне между собою равны. Есть которые «равнее»: по терминологии чиновников от образования ряд школ реализуют программы повышенного уровня. Это на новоязе, а по-старому, по-советски, это, как и раньше, те же пресловутые престижные школы. Там концентрируются не только умные учителя, но и умные дети. Получается, что качественное образование сегодня опять недоступно всем, поэтому появляются анклавы — либо за большие деньги, либо для вип-персон. И все это при молчаливом (или стыдливом?) участии государства. И вообще, если есть школы с программами «повышенного уровня», то значит остальные - с пониженным уровнем? А таких школ, между прочим, скорее всего, большинство. Оставим в стороне пока частные школы, в них всего ничего детей, чуть более 1%.
Вот и очевидная задача – сделать ВСЕ школы с программами «повышенного уровня». Даже некомпетентному наблюдателю очевидно, что там, где реализуются программы «повышенного уровня», оценки школьников по ЕГЭ (прости Господи) будут выше. Стало быть, и шансов продолжить образование в ВУЗе больше. Вот вам и результат реформы, направленной на уравнивание возможностей для всех выпускников всех школ без различия.
Чиновники, вероятно, забыли, что скорость эскадры определяется возможностями самого тихоходного судна. Так и качество образования определяется качеством подготовки в среднестатистической обычной школе, а не лицеями с «программами повышенного уровня». Эти последние лишь подчеркивают степень расслоения среди школ.