Атмосфера в коллективе во многом зависит от стратегии лидера. Можно выделить несколько типов корпоративных культур.
Во-первых, так называемый клан, то есть модель коллектива, напоминающую семью. Руководитель похож на доброго наставника, готового обо всех позаботиться и старающегося обучить каждого специалиста.
Во-вторых, коллектив компании может быть построен по принципу жёсткой иерархии, в которой все следуют чётко прописанным регламентам, практически не конкурируя между собой.
В-третьих, выделю адхократическую культуру, в которой дистанция между руководителем и рядовыми сотрудниками почти стирается – коллектив един, в нём есть только товарищи, объединённые общей целью.
В-четвёртых, корпоративная культура может быть построена по принципу рынка, в котором начальник активно поддерживает конкуренцию между участниками команды, мотивируя тем самым каждого коллегу на достижение наивысших результатов.
Поведение руководителя соответствует корпоративной культуре: в условиях адхократии он может быть доброжелательным и открытым партнёром, а в иерархической системе менеджер дистанцируется от специалистов, порой ведёт себя с ними очень холодно и жёстко.
Менеджерам важно соблюдать несколько несложных правил, чтобы работники были в хорошем психологическом состоянии и достигали высоких результатов. Руководителю придётся найти уникальный подход к каждому специалисту: кому-то из них потребуется подробнейший план работы и постоянный контроль, а кто-то будет более эффективен в свободной обстановке. Нужно быть готовым к диалогу с сотрудниками, стараться анализировать их личные потребности. Люди, солидарные с общими целями компании, работают гораздо продуктивнее, чем те, кто вынужден противостоять системе.
Автор: руководитель отдела по работе с персоналом QBF Светлана Белодед.