Найти в Дзене
Санал К.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЯ КАЛМЫК!

Оглавление

Калмаки

Анализ источников позволяет сказать, что слово „калмак“, по-видимому, впервые появляется в «Зафар-наме» Шереф ад-дина Йезди(«Зафар-наме» (перс. ظفرنامه: Книга побед) — историческое сочинение персидского историка Шарафаддина Язди, описывающее биографию Тамерлана. Написано на персидском языке (фарси) по заказу внука Тамерлана в середине XV века (1425 год). , где пишется, что после изгнания ханов династии Юань из Пекина, в их владении остались только коренные области – Каракорум и калмыки. В той же летописи сообщается, что на приеме у амира Тимура, когда его ставка находилась в Отраре, среди иностранных послов был представитель от калмаков Тайзи- оглан – потомок Угедай-каана. В трудах Мирза Мухаммад Хайдара со ссылкой на более ранние источники отмечалось, что Чингиз-хан свои исконные земли, состоящие из Каракорума и Калмака, передал Угедею. А из летописей Рашид-ад-дина известно, что Угедею достались земли от Кангая до Тарбагатая, т.е. бывшие владения найманов. Следующие по времени сведения о калмаках содержатся в «Шаджарат ал-атрак» (родословие тюрков), составленном в 1457 г. где пишется, что святой Сейид-Ата всех подданных Султан-Мухаммед Узбек-хана, принявших ислам, «привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались... и остались там, стали называться „калмак“, что значит «обреченный оставаться». ...

По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там, – калмаками». Конфликт, возникший в Золотой Орде на религиозной почве, излагается в сочинении «Продолжение «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, написанном примерно в то же время: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясык) Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?» Он (Узбек) настаивал на своем, они же, вследствие этого, чувствовали к нему вражду и отвращение и старались устранить его...». В итоге, Узбек-хан, скрытно собрав войско, одержал победу над своими противниками. Имеется также короткое известие в сочинении Абд-ар-раззак Самарканди о прибытии в январе 1460 г. к хулагиду Абу-Са’ид хану в г. Герат послов из Калмыцкой земли и Дешт-и-Кипчака. В других источниках сообщается о крупном поражении, нанесенном в 1461–1462 гг. калымакским тайши Уз-Тимуром шайбаниду Абулхайр-хану. Некоторые подробности о взаимоотношениях моголов и калмаков (ойратов) приводятся в сочинении Мирза Мухаммад Хайдара «Та’рих-и Рашиди». Следующие сведения о „калмаках“ и соседних с ними народах имеются в сочинении османского писателя Сейфи Челеби. Они в основном относятся к 50–70-м гг. XVI в. Страна „калмаков“, как он писал, «расположена на одной из сторон Хитая, имя правителя Угтай, по прозванию Алтун». Итак, слово „калмак“ (и его варианты) появилось в сочинениях мусульманских авторов не позднее конца XIV столетия. Для сравнения: в работах европейских путешественников 2-й половины XIII в. (Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло) употреблялись названия татар, монгол (моал) и также ойрат (в формах гориат, войрат), калмак не встречается.

Из книги Джиовани дель плано карпини.,, История монголов,,. 1,О внешнем виде лиц. Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул., нос у них плоский и небольшой,. глаза маленькие, ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключением некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого, Борода у всех почти выростает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут. На маковке головы они имеют гуменцо наподобие клириков, и все вообще бреют голову на три пальца ширины от одного уха до другого,. эти выбритые места соединяются с вышеупомянутым гуменцом,. надо лбом равным образом также все бреют на два пальца ширины,. те же волосы, которые находятся между гуменцом и вышеупомянутым бритым местом, они оставляют расти вплоть до бровей, а с той и другой стороны лба оставляют длинные волосы, обстригая их более чем наполовину,. остальным же волосам дают расти, как женщины. Из этих волос они составляют две косы и завязывают каждую за ухом. Ноги у них также небольшие.

Воин Чингис Хана XIII века
Воин Чингис Хана XIII века

В географическом значении тюркский термин «кал-мак», в сочетании со словами «земля, становище», использовалось в отношении Улуса Угедея, куда входила территория Алтая, являющаяся прародиной древних тюркских племен. В этническом значении слово калмак первоначально применялось в отношении людей, живущих на исконной, коренной земле предков (Алтае-Кангае). В сочинениях мусульманских авторов оно использовалось также в отношении народов (племен), которые придерживались старых норм и обычаев, унаследованных со времен Чингис- хана. Так, в период обострения политической борьбы в Золотой Орде, это слово применялось к представителям старой степной аристократии. Примерно с середины XV в. термин калмак (калмык) закрепилось за ойратами и другими немусульманскими народами Джунгарии и соседних областей Монголии. В сочинениях российских авторов слово калмак (калмык) стало употребляться с XVI в. После основания городов Тобольска и Томска русские воеводы вступили в прямые контакты с ойратскими («калмакскими, зенгорскими») тайшами, кочевья которых доходили до низовья Иртыша и левобережья Оби. С тех пор в официальных российских документах в отношении верхне-обских теленгутов и других племен междуречья Оби и Иртыша стали использовать термины «белые калмаки» и «чёрные калмаки)». Белыми называли верхнеобских теленгутов, князья которых периодически заключали своеобразные военно-политические договора с западносибирскими воеводами, как с представителями «белого царя». После переселения в 1710-х гг. большинства при-обских теленгутов вглубь территории Джунгарского ханства стали использовать термины зенгорские (зонгарские) калмаки, зенгорские канкаракольские калмаки и т.п. После присоединения Горного Алтая к Российскому государству в 1756–1757 гг. алтайцы (теленгуты, уран-хайцы), бывшие джунгарские подданные, в официальных документах и литературе назывались алтайскими калмыками. Однако они себя продолжали называть теленгетами и ойротами, наряду с локально-территориальными наименованиями. Парадоксы истории Парадоксы истории таковы, что этноним калмыки (хальмг) закрепился за потомками торгоутов и дербентов, переселившихся в начале XVII в. с Джунгарии на Нижнее Поволжье. А, ёмким и овеянным славой, словом ойрат (ойрот) сейчас ни один народ себя официально не называет. Однако историческая память жива, и теперь под словом ойраты воспринимается этнокультурное сообщество ряда монголоязычных народов, живущих в Монголии, Китае и России.

Николай ЕКЕЕВ с дополнениями

Уважаемые олн әмтң - калмыки это название и есть собственно монгол(как мы сейчас понимаем это слово), Хамаг-Хальмг-hальмг-Хальг-Калмак, никакие тюрки нам это имя не давали, исконные земли рода Чингис Хана и есть родовое урочище под названием калмыки, монгол намного позже появилось название. В Китае есть два города эти земли считались и считаются коренным и родовым местом тех монгол(калмыков) Хух Хото(развалины Кара-Курум рядом) и Хайлар(Хальмг Эр).

ВОТ ЕЩЕ УПОМИНАНИЕ О КАЛМЫКАХ

Хафиз Таныш в «Шараф-наме-йи шахи» пишет, что когда хан Абдулла-хан II прибыл в Джизак, то с казахскими воинами к его победоносному войску здесь присоединился Шигай-хан, пользовавшийся его особенным расположением. Абдулла-хан II назначил в авангард войска одного из казахских султанов Шигай-хана и его сына Тауекель-султана (Таваккул-султана), «который по храбрости, смелости и мужеству является единственным во [всём] мире (буквально — в горизонтах) и славится в Дешт-и Кипчаке».

В начале 1582 года Абдулла-хан II предпринял очередной Улуг-Тагский поход против Баба-султана и его сторонников, увенчавшийся успехом. В этом походе приняли участие и Шигай-хан с сыном Тауекелем, для Шигай-хана этот поход оказался последним. После его смерти ханская власть перешла к Тауекелю. От преследования Шигая и Тауекеля Баба-султан бежал к ногаям, где он подготовил заговор, чтобы убить ногайских мурз и захватить их земли, который был раскрыт, и он направился в сторону Туркестана с целью возобновить борьбу за обладание Ташкентом. Об этом случайно узнал Тауекель — его воины поймали двух калмаков, тайно посланных Баба-султаном в Туркестан, они и рассказали о возвращении Баба-султана. Тауекель быстро собрал войска и в происшедшем сражении убил Бабу и доставил его голову Абдулла-хану II, взяв в плен Латиф-султана (сын Баба-султана) и некоторых эмиров. В награду за это он помимо богатых подарков получил в удел Африкентский вилайет.

Цитаты Николааса Витсена взяты из имеющейся в свободном доступе в интернете его книги «Северная и Восточная Тартария».

Николаас Витсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария» калмыков называет калмаками или калмукками, разница в звучании, видимо, связана с переводом с разных языков. Он приводит свою версию происхождения слова «калмак»: «Слово «калмак» имеет происхождение от слов «длинные волосы», то есть «косы», которые носят эти люди». И ещё одну: «Они носят шляпы, которые русские называют колпаками, спереди и сзади открытые, a с обеих сторон с широкими полями, почему другие тартары их называют калмаками». По описанию Витсена Калмакия занимала приличную территорию: «Широко простирающаяся область Калмакия, которую окружающие народы причисляют к странам Восточной Тартарии, имеет восточными соседями мугалов, а с севера она граничит с небольшой страной Алтин, на западе – с рекой Яик (Урал) и с нагайскими тартарами, а на юге – с бухарами. Она простирается примерно от 50 до 55 км северной широты и разделяется на Белую Калмакию и Чёрную».

На карте Ремезова южными соседями калмаков показана Казачья Орда, а не Бухария. Витсен часто упоминает калмаков и мюгалов вместе, не делая между ними большого различия: «Из рассказа этих людей казалось, что мюгалы и калмаки часто кочуют вместе, а также, что название «калмак» свойственно многим мюгалам и калмакам и что мюгалы называются также и «мюгальскими калмаками».

«В 1675 году в Москву приехали четыре мюгальских князя, которые говорили, что они мюгальские калмаки». «Мюгалы почти всё время находятся в пути; зимой они разбивают хижины или дома, но летом живут в палатках. И у мюгал, и у калмаков почти одинаковый образ жизни».

«Все эти роды мугал хотя и подчинены разным ханам, всё же принадлежат к одному и тому же народу. Когда кто-то из них терпит нужду по внешним причинам, они все помогают друг другу. Они почти все одной веры, языческой. Синцы (китайцы) называют одним словом «тата» (тартары) мугал всех родов и калмаков, живущих за Великой стеной, в пустыне» (говоря о синцах и о словах, есть интересный отрывок из книги Витсена: «Те, которые живут вне Синской стены – калмаки, мугалы, бухары и другие, – называют современного тартарского императора Сины, происхождением из Ниуxе, почётным титулом Богды.

«Хотя среди калмаков есть много тайшей, или князей, все же Очурти, или Очерай Саин хан, – самый великий. Эти князья из рода Чингисхана, первого тартарского императора. Из этого же рода был и Тамерлан, который победил турецкого Султана Баязета (как говорят)». Итак калмаки являются родственниками Чингисхану, Тамерлану, мюгалам (Витсен называет их также мугалами), и потомками скифов:

«То, что мугалы, или те люди, которые тогда жили в стране мугалов с древних времён, были известны под именем «скифов», – это остается неоспоримым. В другом месте, где ещё оставался воевать Порус (Многие законы как в Малабаре, так и в Цейлоне ещё и теперь называются по имени этого Поруса – «поранами»), находим, что под знаменем Александра скифы и дачеры были первыми, кто напал на индийцев, о которых упомянутый писатель говорит, что их богатство состояло в обширных рощах с красивыми ручьями, в которых они пасли свой скот, что ещё и теперь можно наблюдать, как это делают мугалы и калмаки, которые являются прямыми потомками древних скифов; Александр завоевал дружбу этого народа скорее добродушием и благодеянием, чем победами: пленных он посылал обратно без выкупа, так что оказалось, что он воевал с самыми дикими людьми не из ненависти, а для того, чтобы показать свою храбрость». «Уже в то время скифы жили в пустынях и переселялись с одного пастбища на другое. Их посол сказал Александру, что в нём вызывает отвращение воевать с ними. Курций, книга IV: «Ступайте свободно через реку Танаис и вы увидите, как далеко распространились скифы, однако вы никогда не подчините их себе».

«Мугалы, как и калмаки, – это те, которые, как некоторые считают, в Библии называются Гог и Магог. Мугалы называют себя монголами и мюнгулами. Они из тех народов, которых греки называли «скуфе», и их страна называлась «страной Скуф», о которой они пишут, что это большая страна, разделённая реками. Ибо она простирается от начала рек Дунай и Днепр, или Бористенес, и затем охватывает всю крымскую землю, вплоть до реки Дон, или Танаис, и до Волги, или Ра, и реки Яик. Затем она охватывает дикие поля до Синского государства и реки Амур. От Амура она простирается до государства Сибирии. Этот народ более многочислен, чем какой-либо другой во всем мире. От них многие королевства имеют происхождение, а именно: Булгария, Лигри, Тюрки (de Turken) и другие. Не только многие князья боялись скифов (Skufe), но даже и Александр Великий.

Получается, что скифов переименовали в калмаков и мюгал, а вернее в тартар, но остались они жить на тех же территориях, на которых жили и раньше. Как выясняется из описаний того же Витсена, Сибирь и Китай тоже входили в их территорию: «Эти народы – нуки, или дшурцы, – древние враги синцев. Уже 1 800 лет тому назад синцы называли их кин. Это означает и «золото», так как говорят, что в горах их страны много золота. Около 400 лет назад они пришли из-за Великой стены в Сину и заняли шесть больших областей. Они бы заняли всю Сину, но калмакские тартары, жившие вокруг Самарканда и Бухары, потомки Чингисхана – мугалы и другие народы, – услышав, что нуки заняли Сину, из зависти вошли большой массой через западные и южные области в Сину и выгнали нуки оттуда, отобрав у них половину земель. Вместе с калмаками и другими тартарами пришёл тогда в Сину и некий Марко Поло, родом из Венеции. Тогда калмаки заняли всю Сину и основали новую императорскую династию называемой Ивен (Иван?) Императоры этой династии господствовали в Сине примерно в течение 100 лет. Затем синцы снова выгнали их и основали династию Таймин, которая господствовала в стране ещё около 40 лет тому назад, потому что нуки дшурцы, или джучеры, снова пришли в Сину, заняли его и основали новую династию императорского тартарского рода Тайсинг».

«Эти калмакские народы господствовали в течение 90 лет в Сине, когда в 1368 году, после рождения Спасителя, катайцы, или синцы, снова начали восставать и воевать с калмакскими тартарами до тех пор, пока они, наконец, не восстановили своё государство (трон). В то время среди калмакских воинов находился иноземец Марко Поло, родом из Венеции». Так вот оказывается у кого гостил Марко Поло у калмаков! Витсен описывает калмаков, как диких кочевников.

Их страна украшена равнинами и горами. Золото и серебро они получают слитками из Сины и что-то делают из него, но монет у них нет. Тигры есть, правда, на границах с Бухарией, но не у них. Львы и слоны имеются в Сине, но у них нет. Мужчины носят кафтаны, которые они называют ариамы. Они перекидывают правую полу через левую, так же делают и женщины и их князья, которые мало отличаются от простых людей, занимаются больше охотой. Бумагу они получают из Сины. Многоженство у них принято, как и у магометан». То есть своего то у них ничего нет, одно получают и Бухарии, другое из Сины, так и живут. И в то же время встречаются у Витсена и вот такие описания: «Калмуки – крепкие, воинственные мужчины; и что их в опасных предприятиях делает храбрее, чем тартар, – это сила их лошадей и преимущество их оружия как в бою, так и в обороне; ибо они редко воюют без шлемов, лат или кафтана из железных колечек и со щитом, который – так как он не тяжёлый и не широкий – они носят за спиной, когда не воюют. Они вооружены, как и другие тартары, луком и стрелами, и никогда не ходят без пик, которыми орудуют с большой силой и проворством».

Вот ещё одно описание: «Один солдат, который долго находился в гарнизоне города Томска (на притоке реки Обь) сообщил мне, что калмаки (с которыми он сражался в 1668 году, 27 июня), когда они борются, часто оголяют верхнюю часть тела. В том сражении было пролито много крови. 200 калмаков остались в плену, количество убитых оценивалось не меньше, чем в 4 000. У них были луки, копья и рубаки. Народ приходит на войну хорошо вооружённым. Они носят шлемы и латы из чешуи, употребляют пики и стрелы, короткие мечи, не кривые, которые называют салемас. Другое оружие – стрела, лук, длинные ножи, сабли и копья с железным остриём, длиною в локоть. Кроме того, у них вокруг пояса повязана толстая верёвка с петлёй на конце: её они на бегу набрасывают на шею врагу и стягивают его с коня, как это говорит Геродот. Это уже в его время было принято делать у некоторых скифов». Для того, чтобы так вооружить воинов, необходимо, во-первых, много железа, а значит, необходимо искать, добывать и разрабатывать железосодержащие рудники. Во-вторых, выплавлять из руды железо. А значит, нужны плавильные печи, и кирпич. В-третьих, нужно где-то и чем-то выковывать из железа все эти шлемы, мечи, кольчуги, пики и щиты. Реально ли все это для кочевого народа? Ведь это не только сооружения и инструменты, это ещё и необходимые знания и навыки. Или все эти вещи они не производили сами, а приобретали у других народов? Но оказывается раньше города у них всё-таки были. Но в XVII веке почему-то оказались разрушенными: «В четырёх днях пути от города Томска, вокруг которого живут калмаки, встречаются остатки разрушенного города без домов, или жилищ. Камни разрушенных домов лежат кучами, иногда целые горы камней. На некоторых из них видны странные буквы, теперь неизвестные. Язычники, живущие вокруг в шалашах, говорят, что в древности он был главным городом большого калмакского князя, и он (город) провалился в землю и был разрушен».

Несколько раз упоминается город Каракрым: «Каракрым или Карукурим: этот город теперь полностью разрушен – большой город в Калмакии».

Калмыки и Великая Китайская стена
Калмыки и Великая Китайская стена

«Каракрым – это большой город в полях Калмакии. Его жители – это крупные ремесленники и мастера. Они поклоняются звёздам. Одно время ханы Калмакии покорили Катай. Но впоследствии он снова попал под власть первых королей. После Чингиса в городе и области господствовали каракрымские мужи под названием Улух Юрифф». Здесь кончается сообщение упомянутого неизвестного арабского писателя».

«Говорят, что калмаки вблизи области бухар, а именно к западу, где господствовал Бушужтихан, имеют шесть или семь укреплённых городов, не для того, чтобы там жить, а чтобы, если нужно, в них защищаться. Но их названия, внешний вид и точное расположение я до сих пор не узнал. Бухарцы и калмаки торгуют между собой и большей частью живут в мире».

«То, что в Калмакии около мугальских границ имеются крепости, или укреплённые места, где можно защищаться, видно из того, что когда Великий посол Их Царских Величеств Ф.А. Головин посылал гонца в Иркутск, к Бушукти хану, калмакскому князю, то этому гонцу приказали ехать со всеми предосторожностями и останавливаться на постоялых дворах, которые укреплены, чтобы он не оказался застигнутым врасплох со стороны мугальских врагов или других чужих народов».

Но есть и те, в которых они живут: «1-го числа урожайного месяца [августа] он снова отправился из Тары вверх по реке. 6-го числа винного месяца [октября] на 40 верблюдах и 50 лошадях, которых ему прислали бухарцы и князь Тайша Шаблай, он направился в Кабал-касуну, где живут в кирпичных домах калмаки. Он находился в пути 3 недели». «Калбасин, или Кабалгакум, или Кабалгакана, – это место недалеко от реки Иртыш, около Белых Вод. Жители там калмакского типа; дома у них построены из обожженного кирпича. Местечко, или городок, собственно, стоит на притоке Иртыша, вблизи озера. Так как калмаки кочуют и не занимаются земледелием то, хлеб для них сеют бухарцы: «Недалеко отсюда, с левой стороны реки Иртыш, живёт калмакский начальник – лабу, или жрец. Его землю пашут бухары, и она даёт пшеницу, ячмень и горох».

«По всей области Иртыша и Белых Вод, вдоль Калбасина, вплоть до синских границ, в особенности между гор, живут калмаки и мугалы. Там мало воды и пищи, поэтому если едут вместе большими группами, то запасаются пищей и везут её с собой».

«Земля между Астраканью и рекой Яик в основном равнинная, там растёт мало деревьев, и эти деревья используются калмакам зимой [для того], чтобы привязывать верблюдов, лошадей и [другой] скот, так как топливом им служит только навоз верблюдов, коров и других животных».

«Земли Саратова до Тамбова – это негодные пустоши. Но около Чернояра, рек Яик и Дон земля хорошая. Тюльпаны растут там в диком состоянии. Под Царицей видно множество вишнёвых деревьев в диком состоянии, так же и яблони, и какие-то ягоды, похожие на оловянные шарики. Они очень вкусные, особенно после мороза».

Дневник Николааса Витсена является прологом главного научного труда его жизни — книги «Северная и Восточная Тартария», первого обширного сочинения о Сибири, включавшего также составленную Витсеном подробнейшую карту. Со времени поездки в Московию в 1664 г. и до самой смерти в 1717 г. В автобиографии он пишет: «В Московии он общался с самоедами, татарами, персами и т. д., что положило начало для составления карты Тартарии и следующей затем истории Северной и Восточной Тартарии». В предисловии ко второму изданию своей книги Витсен написал, что посвятил 25 лет подготовке, первого издания (1692 г.) и еще десять лет — переработке для второго (1705). Третье издание вышло посмертно в 1785 г.

Николааса Витсена (нидерл. Nicolaes Witsen; 8 мая 1641 — 10 августа 1717[2]) — голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама с 1682 по 1706 год (13 сроков), управляющий Ост-Индской компании.
Николааса Витсена (нидерл. Nicolaes Witsen; 8 мая 1641 — 10 августа 1717[2]) — голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама с 1682 по 1706 год (13 сроков), управляющий Ост-Индской компании.
Карта Сибири Петра Годунова, 1667 г. Источник: Атлас Азиатской России, 1914г. Юг верх, Север низ.
Карта Сибири Петра Годунова, 1667 г. Источник: Атлас Азиатской России, 1914г. Юг верх, Север низ.