В сознании россиян в настоящее время укоренился образ Михаила Ломоносова, как блестящего ученого с мировым именем, пламенного патриота и непримиримого борца с засильем немцев в Академии Наук, которых он даже физически наказывал за их гнусные попытки оболгать русскую историю.
Так ли это? На самом деле - нет. И по поводу выдающихся научных достижений Ломоносова (хотя в российскую науку весомый вклад он, безусловно, внес), и по поводу противодействия немцам, с которыми его связывали весьма тесные личные отношения. Вся непримиримость и принципиальность Ломоносова при детальном рассмотрении оказывается приспособленчеством, попыткой уловить господствующую патриотическую тенденцию и угодить властям... Отсюда и хвалебные оды Елизавете Петровне, которая была малообразованной правительницей, и построение теорий в области истории, от которой Ломоносов был чрезвычайно далек...
Что касается отношения к Германии и немцам - начнем с того, что Ломоносов провел в различных городах Германии пять лет: в Марбурге три года и два года на "вольных хлебах" в различных местах - Фрайберге, Лейпциге и т.д. В Германии он получил фундаментальное образование, познакомился с передовой на тот момент европейской культурой и наукой и сам неоднократно подчеркивал, что своими знаниями обязан немецким профессорам.
Еще в Марбурге он обвенчался в протестантской церкви с Элизабет Цильх, что в то время считалось изменой Родине, потому о том факте он после возвращения в Россию предпочел умолчать. И скрывать было что, ведь детей, родившихся в Марбурге, Ломоносов также крестил в Реформатской церкви, а не по православной традиции. Более двух лет русский ученый утаивал наличие у него семьи за границей и лишь удостоверившись, что никто его не накажет за брак с иноверкой, соизволил перевезти жену в Россию. С которой, кстати, общался только на немецком языке, поскольку с русским языком у Элизабет Цильх было не очень.
В биографии Ломоносова также есть факт службы в прусской армии, куда он попал из-за влияния алкоголя и убедительности вербовщиков. Правда, вовремя осознав, что дисциплина и строгий порядок не для него, Ломоносов сумел сбежать из крепости, куда перевели новых рекрутов.
Основными друзьями Ломоносова в Петербурге были не русские (с Сумароковым и Тредиаковским была настоящая вражда), а как раз немцы - Георг Рихман и Якоб Штелин, а также швейцарец Эйлер. Штелин оставался верным соратником русского деятеля до его последних дней, написал посмертную похвальную речь в его честь.
Так что к немцам Ломоносов относился положительно, а все "разоблачения" немецких историков с его стороны были сделаны из конъюнктурных соображений и по политическому заказу монархического двора.
А что вы считаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях!