Я - пономарь в сельском храме. Помогаю местному батюшке уже с полгода.
Вот и сегодня воскресная утренняя служба шла своим чередом.
Небольшое отступление. Неделю назад я был в гостях в другом городе. И напросился там пономарить с местным священником. Во время службы у меня возник контраст между моим батюшкой и этим. В нашем храме для экономии после прохода со свечой ее тушат. Естественно, и в этом храме на службе я ее погасил. На что поймал удивленный взгляд местного священника, вопрошавшего "Зачем? Мы ее для Бога зажгли. Пусть горит". Я ответил, что мы ее тушим у нас. Собеседник удивился еще раз, подытожил, что, видимо, для экономии. Но в самом большом и красивом храме города экономить не надо. Тут всего вдоволь. Поэтому пусть горит.
Тогда у меня возник дисонанс внутри. Если раньше у меня не было опыта алтарничества ни с кем, кроме отца М, то теперь он есть. И он прям отличается в некоторых моментах. Естественно, на вчерашнем Всенощном бдении и сегодня утром я нещадно сжигал свою свечу, чем вызвал удивление отца М.
И да, если раньше мы не выносили свечу на чтение Евангелие, то теперь, после моего настояния и опыта с другим батюшкой, мы это делаем. А что, мы оба молодые с моим настоятелем, учимся.
Так вот, эта свеча горела вчера и сегодня подолгу, сжигая всякую экономию в таящем воске.
Но дело не в этом. Во время Третьего Антифона, Блаженны, как и полагается, я понес свечу. И у меня внутри возник конфликт, а тушить ли ее после или пусть стоит до следующего выхода?
Постоял, пора заходить. Зашел. В алтаре перекрестился и потушил. Все-таки мы так делали всегда, и так меня учил отец М.
Спустя полслужбы еще выход со свечой. На этот раз выносится Чаша и Дискос. Свеча моя тоже в действии. После этого возвращаюсь, тушу ее. подаю кадило священнику... Все как всегда.
У нас на престоле стоит Дарохранительница. Она есть на всех престолах всех храмов.
Как видите, она защищена стеклом. Но стекло это прозрачное, не отражает свет свечей. Лучи внутри не рикошетятся, не ударяются и не преломляются. То есть луч света, проходящий через это стекло никаким образом не отражается, а с точки зрения физики, проходит дальше. Стекло это, скорее всего, служит для защиты от пыли самой дарохранительницы. Она считается вещью святой.
Свеча ставится по бокам престола на специальном подмостье.
В какой-то момент, когда надо просто стоять и молится, мой взгляд невольно падает на мою свечку через стекло дарохранительницы. И я вижу, что свеча моя горит. Да ну! Я забыл ее погасить?
Иду гасить, Отхожу и... вижу, что свеча стоит... и не горит. Возвращаюсь на свое место пономаря (я стою справа на дьяконском месте, хотя должен слева. Но у нас дьякона нет, а слева места меньше).
Смотрю на свечу сквозь стекло. Она горит. Ровно на месте, где фитиль и находится. Отодвигаюсь, смотрю без стекла - не горит. В стекле горит.
Нет, не может быть. Скорее всего, отражение какой-то из престольных свечей слева. Лучи ударяются о стекло, преломляются. А то что аккурат на фитиле, совпадение. Начинаю вертеть головой, чтобы одна или две престольных свечи попали в стекло. Чтобы я видел их и свою свечу одновременно через стекло дарохранительницы. И я их вижу. И они не преломляются. Вообще. То есть, я вижу их сквозь стекло так же как вижу их и без него.
Ладно. Начинаю вертеть головой, чтобы огонь престольных свечей "ходил" за мной по стеклу. Я встаю на носочки, присаживаюсь. И огонь престольных свечей "ходит" за мной. А моя свеча горит. Спокойно и размеренно, и за мной не ходит. Но если лучи не преломляются, то что горит?
Не сдаюсь. Скорее всего, это отражение от престольных свечей справа.
У нас в алтаре при сильном ветре продувает сквозь щели окн. А сегодня как раз на улице ветер.
Смотрю по колыханию огня на ветру. Все престольные свечи наклоняются одинаково. Моя же, как будто, и ветра этого не чувствует. И наоборот, когда все горят ровно, моя вдруг начинает колыхаться.
Я сравнил огонь правых престольных свечей и огонь на моей. И не нашел похожий не с одним. Они разные по окантовке.
Теперь посмотрим с точки зрения батюшки. Его пономарь резко выключается со службы, ходит по алтарю, возвращается, потом начинает приседать, вставать на носочки, дергаться и пристально смотреть в район Престола и чего-то сравнивать.
Я хотел рассказать после службы об этом. Но, зная скептицизм отца М, подумал, что нужно подготовиться. И...забыл. Напрочь. Потому что убедившись, что огонь разный на свечах, вдруг резко потерял ко всему этому интерес. Надо было просфоры выносить, да чайник ставить с горячей водой, да еще что-то. Причем, до конца службы и не вспоминал, и после, когда преподавал в Воскресной школе, тоже из головы вылетело.
А вот, читали вечером с женой Псалтирь, и вдруг вспомнил. И ей рассказал. А она в ответ: "Вот ты сомневался, думал, тушить-не тушить. а ведь у Бога свеча-то горит. Ты ее потушил, а она горит. Ты этого не видишь, а она горит. И Он тебе сегодня показал это".
Да, с этим трудно не согласится. Ставя свечу в храме, я несколько лет назад считал, что Бог нас слышит ровно в тот период, пока она собственно и горит. А сегодня я убедился, что зажженные свечи, которые зажгли с искренней верой в душе и любовью, у Бога горят вечно.