...до ужаса банальна.
Слишком поздно я по-настоящему поняла, что ребёнок с аутизмом может быть ещё и просто избалованным. И что идея "All you need is love" в родительстве не работает вообще.
Что очень типично, в первый год жизни развитие шло хорошо и по нормам, а потом примерно в 1 год и 3 месяца случился типичный для аутизма откат, когда сын перестал говорить те слоговые слова, которые были, когда вылезли стереотипии и исчезло эмоциональное заражение, ребёнок не откликался на имя. И тогда началось огромное давление на тему того, что если ребёнок будет расти без стрессов, то он снова откроется миру. Даже при наличии диагноза. Ага.
Несмотря на то, что в разговорах я упорно доказывала, что аутизм - это же не последствия какой-то психологической травмы, такое давление всё-таки подточило по капле мою рациональность, отлично сыграло на чувстве вины и затмило здравый смысл.
В итоге это привело к тому, что, пытаясь не стрессовать ребёнка, я:
- Со своей травмированной спиной (в анамнезе компрессионно-оскольчатый перелом 12-го грудного, который был в 2008 году, но все же был, клиновидные деформации трёх позвонков выше, остеохондроз 2 степени) таскала его на руках до 3,5 лет даже при наличии коляски рядом (то был последний год её использования), если он не хотел в ней ехать, даже на весьма длительные расстояния;
- Позволяла есть только то, что хочется (и в итоге это закрепилось уже в настоящую жесткую стереотипию и проблемы пищевого поведения);
- Уходила по первому писку оттуда, где не хотел находиться.
И так далее, и тому подобное.
В итоге на момент конца 2018 года (т.е. в возрасте почти 5 лет) примерный список травм и печалей Евгения выглядел так:
Страшные, страшные травмы. Просто ужасные.
Вводить вменяемую дисциплину и руководящий контроль я начала по сути тогда, когда более-менее разобралась со своим чувством вины. И это было недопустимо поздно.
Сейчас у Жени нет проблем с очередями, нет проблем с ожиданием прогулки, нет проблем с отправкой спать в кровать, с отменой планов тоже практически никогда, если они не отменились вот прямо в момент реализации. Нет проблем с тем, чтобы пить горькие лекарства. А вот с едой есть, с едой просто катастрофа.
Всё это небыстро и упорно корректировалось уже методами aba-терапии, включая полное игнорирование рёва (то есть, отсутствия положительного подкрепления нежелательного поведения, внимание считается подкреплением) в ситуациях, когда так-то хотелось провалиться сквозь землю.
Уверена, что было бы намного проще, если бы с самого начала присутствовал элемент адекватной дисциплины, а не только "ой-его-с-его-диагнозом-нельзя-стрессовать" и прочие "ой-он-же-не-понимает-ничего".
Дура была? Ещё какая.
Просто хочу сказать другим родителям, что не надо так [хотя это и очевидно].