Найти в Дзене
Murzilkin's Space

Самые необычные медицинские анализы у астронавтов

Всю карьеру астронавтов сопровождают медицинские обследования: во время отбора в отряд, во время обучения, перед полётом и после возвращения на Землю. Однако некоторые медицинские тесты в США были особенно необычными. Отбор и в первый советский отряд космонавтов, и в первую американскую семёрку астронавтов был долгим и строгим. Медики скрупулёзно подходили к процессу в обеих странах. Однако советские то ли слишком пугали космонавтов, и те после ничего не рассказывали, то ли были чуть сдержаннее в своих порывах исследовать всё и всюду. Американские медики скромны не были, и по воспоминаниям многих астронавтов медицинские тесты были для них одним из самых сложных и неприятных испытаний. Дело дошло до того, что на пресс-конференции в 1959 году в Вашингтоне, когда прессе представили первую семёрку, один из журналистов спросил, какой медицинский тест был самым неприятным? Съязвить с ответом хотел Уолли Ширра – самый острый на язык кандидат в астронавты, однако его опередил Джон Гленн: "Сло

Всю карьеру астронавтов сопровождают медицинские обследования: во время отбора в отряд, во время обучения, перед полётом и после возвращения на Землю. Однако некоторые медицинские тесты в США были особенно необычными.

Отбор и в первый советский отряд космонавтов, и в первую американскую семёрку астронавтов был долгим и строгим. Медики скрупулёзно подходили к процессу в обеих странах. Однако советские то ли слишком пугали космонавтов, и те после ничего не рассказывали, то ли были чуть сдержаннее в своих порывах исследовать всё и всюду.

Американские медики скромны не были, и по воспоминаниям многих астронавтов медицинские тесты были для них одним из самых сложных и неприятных испытаний.

Обследование астронавтов программы "Джемини" (фото с сайта https://science.ksc.nasa.gov)
Обследование астронавтов программы "Джемини" (фото с сайта https://science.ksc.nasa.gov)

Дело дошло до того, что на пресс-конференции в 1959 году в Вашингтоне, когда прессе представили первую семёрку, один из журналистов спросил, какой медицинский тест был самым неприятным? Съязвить с ответом хотел Уолли Ширра – самый острый на язык кандидат в астронавты, однако его опередил Джон Гленн:

"Сложно сказать, так сразу и не выберешь. Если вспомнить, сколько отверстий в человеческом теле и как глубоко в них можно залезть..."

Астронавт Джон Гленн во время медицинских тестов (фото с сайта https://www.history.com)
Астронавт Джон Гленн во время медицинских тестов (фото с сайта https://www.history.com)

После такого ответа журналистам оставалось только домысливать, что же происходило на самом деле. При должной фантазии вариантов было много.

Однако особенно почувствовали свои силу и власть медики, когда готовился к полёту экипаж "Джемини-7". Фрэнк Борман и Джим Ловелл стали настоящими экспериментальными кроликами для медиков, поскольку им впервые в истории американской космической программы предстоял14-дневный полёт.

Сначала были утомительные, но уже знакомые астронавтам медицинские тесты: всевозможные анализы крови, тесты с впрыскиванием контрастного вещества, электроэнцефалограммы, электромиограммы...

Джим Ловелл во время медицинских тестов (фото с сайта http://www.echoesamongthestars.com)
Джим Ловелл во время медицинских тестов (фото с сайта http://www.echoesamongthestars.com)

А затем начались самые изощрённые замеры. В двухнедельном пребывании в космосе основной проблемой был вопрос сохранения кальция в организме астронавтов. Для целей исследования процессов вывода кальция для астронавтов был придуман целый набор экспериментов.

Оба астронавта должны были собирать каждую порцию мочи и кала, выделенные ими в течение 9 дней предстартовой подготовки 14 суток полёта и 4 суток после приземления. Кроме того, медики собирали слёзы (!) и пот астронавтов.

Также был придуман тест, когда Бормана и Ловелл, раздетых до нижнего белья, нужно было поставить в низкую чашу бассейна и поливать дистиллированной водой. Чтобы затем собрать воду и проанализировать её на наличие кальция.

Самым экзотичным было требование ... сдавать нижнее бельё в конце каждого дня перед и после полёта. Безусловно, ношенное нижнее бельё. Из него медики планировали извлечь пот из самых интимных частей мужского тела.

Джим Ловелл и Фрэнк Борман после посадки (Photo by NASA)
Джим Ловелл и Фрэнк Борман после посадки (Photo by NASA)

Важным тестом была проверка зрения. Однако как поместить проверочную таблицу в небольшую капсулу "Джемини"? И здесь было придумано "гениальное" решение.

В Техасе наземная служба NASA разровняла восемь участков грунта – квадраты со стороной около 600 метров. Каждый такой квадрат заполнялся белым пенополистеролом и тёмным дёрном. А астронавтом на орбите предстояло описать увиденный с корабля узор. Причём после нескольких витков наземные службы могли обновить узоры.

Проверка зрения у астронавта Фрэнка Бормана после приземления (фото с сайта http://www.apolloexplorer.co.uk)
Проверка зрения у астронавта Фрэнка Бормана после приземления (фото с сайта http://www.apolloexplorer.co.uk)

С такой подготовкой слукавить при проверке зрения у астронавтов не было никаких шансов.

А вы бы как организовали проверку зрения в космосе?

Читайте по теме:

Простатит – не катастрофа для космоса
Как готовили первых советских космонавтов

***

Ставьте лайк, если узнали новое для себя.

Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди много интересного!