Найти в Дзене
FaultAn.ru

Моделирование дифференциального реле с торможением

Дифференциальное реле используется при реализации основных защит различного оборудования: генераторов, трансформаторов, линий электропередачи и др. Применение реле с тормозной характеристикой препятствует неселективному действию защиты.

На вход дифференциального реле с торможением подаются два замера: дифференциальный и тормозной токи. Вариантов реализации замера тормозного тока много, и они зависят от производителя устройства релейной защиты. Примеры формирования тормозного тока приведены в [1].

Рассмотрим тормозную характеристику дифференциального реле, представленную на рис. 1 [1].


Рис. 1. Тормозная характеристика дифференциального реле
Рис. 1. Тормозная характеристика дифференциального реле

Представленная на рис. 1 тормозная характеристика описывается двумя уравнениями прямых, одна из которых параллельна оси абсцисс, а другая проходит через начало координат. Отсюда следует, что их задания необходимо всего две уставки: уставка дифференциального тока Iуст и коэффициент торможения kт. Срабатывание дифференциального реле с торможением происходит при одновременном выполнении следующих условий:

-2

Следует учесть, что данное реле, как и обычные реле максимального и минимального действия, обладает коэффициентом возврата kв, поэтому для дифференциального реле необходимо и его задание. Таким образом, выражения, описывающие действие дифференциального реле с торможением, выглядят следующим образом:

-3

где y[k] – выходное значение реле в дискретный момент времени k, y[k-1] – выходное значение реле в предшествующий момент времени.

Вариант реализации представленного дифференциального реле с торможением в Simulink приведён в файле biased_diff_relay.mdl. Вид схемы приведён на рис. 2.


Рис. 2. Реализация дифференциального реле с торможением в Simulink
Рис. 2. Реализация дифференциального реле с торможением в Simulink

Протестируем полученное реле. Для этого будем использовать схему, представленную на рис. 3.


Рис. 3. Схема для тестирования дифференциального реле с торможением в Simulink
Рис. 3. Схема для тестирования дифференциального реле с торможением в Simulink

Выставим уставки реле Iуст = 1, kт = 0,5, kв = 0,85. На вход будем подавать изменяемый дифференциальный ток при постоянном тормозном токе. Проверим правильность срабатывания реле и его коэффициент возврата.

Для начала подадим нулевой тормозной ток. На рис. 4 приведены результаты срабатывания реле. Видим срабатывание реле при Iд = 1 и возврат реле при Iд = 0,85. Коэффициент возврата обеспечивается.


Рис. 4. Результаты тестирования дифференциального реле при нулевом тормозном токе
Рис. 4. Результаты тестирования дифференциального реле при нулевом тормозном токе

Подадим тормозной ток, равный 4 А. На рис. 5 приведены результаты срабатывания реле. Видим срабатывание реле при Iд = 2 и возврат реле при Iд = 1,7. Проверим правильность срабатывания реле. Рассчитаем ожидаемое значение дифференциального тока, необходимого для срабатывания реле при указанном значении тормозного тока:

Iд,сраб = kт ∙ Iт = 0,5 ∙ 4 = 2 А.

Таким образом, реле срабатывает правильно. Коэффициент возврата также обеспечивается.


Рис. 5. Результаты тестирования дифференциального реле при ненулевом тормозном токе
Рис. 5. Результаты тестирования дифференциального реле при ненулевом тормозном токе

Итак, мы смоделировали и протестировали дифференциальное реле с торможением.

Список использованной литературы:

  • Шнеерсон Э.М. Цифровая релейная защита. ­­– М.: Энергоатомиздат, 2007