Найти тему

Антарктида. 10 долларов.

10 долларов. Роберт Скотт. (1868-1912). Полярный исследователь.

Если б нужна была иллюстрация к определению «облом» то лицо нашего героя вполне подошло бы для этого. Но все по порядку.

Он родился в многодетной семье - был третьим из шести детей. По традициям, царившим в семье, ему и братьям была предопределена карьера военного. Хотя отец его по слабости здоровья в армии не служил, но зато дед и трое дядьев служили в армии, а еще один дядя – выучился на корабельного врача. Так что сами понимаете во флот, во флот, во флот. Так что в 13 лет Роберт становится кадетом, начав, таким образом, свою военно-морскую карьеру.

Он служит на разных кораблях и на разных Океанах, растет в чинах: младший лейтенант, лейтенант…

На протяжении своей службы он несколько раз сталкивается с неким Клементом Маркэмом горевшим желанием устроить Британскую экспедицию в Арктику. В очередную такую встречу (случайная встреча на Лондонской улице!!!) Скотт узнает, что тот теперь не только стал президентом Королевского географического общества так еще и посвященным в рыцари! Это ли не карьера? В разговоре за бокалом вина выяснилось, что Маркэм ищет начальника для арктической экспедиции. Эти слова упали на хорошо подготовленную почву и Скотт согласился. Воодушевившийся Маркэм удваивает усилия, и они приводят к тому, что нашему герою присваивается звание «коммандер» и тот назначается начальником экспедиции на корабле «Дискавери».

У экспедиции были немалые научные планы. Открыть полюс, правда, никто задачу впрямую не ставил, но почему бы и нет, если вдруг получится?

В ту экспедицию, однако, не получилось. Но она дала колоссальный опыт её участникам. Именно тогда у Скотта сложилось роковое для него убеждение, что собачьи упряжки для полярных экспедиций не нужны. Достаточно мускульной силы человека, хороших лыж и санок.

Газеты сделали из членов экспедиции национальных героев. С них нигде не брали денег, всюду пускали бесплатно, отели считали за честь поселить у себя героев! И это было только начало!

Сам король Эдуард VII поздравил Скотта, а Королевское географическое общество наградило его Королевской медалью. Его вообще не обходили наградами. Его наградили золотыми медалями географических обществ Англии, Шотландии, Филадельфии, Дании, Швеции, Соединённых Штатов Америки. Король возвел его в командоры Королевского Викторианского ордена. Императорское Русское географическое общество избрало его своим почетным членом.

Так что следующие несколько лет Скотт был занят тем, что присутствовал на приемах, читал лекции, рассказывал о путешествии на «Дискавери». Теперь он входил в самые высокопоставленные круги: даже встречается с королевой!

Служба также не стоит на месте - через какое-то время он становится помощником командующего военно-морской разведки, а чуть позже он уже флаг-капитан линейного корабля.

Но Полюс еще так и стоит не открытым. Так что нужна была еще одна экспедиция.

Она готовилась Королевским Географическим обществом. При её подготовке изначально были поставлены следующие цели: экспедиция будет в первую очередь, научной, и лишь во вторую посвящена решению задачи достижения Полюса. Сам же Скотт заявил, что его целью будет «...достижение Южного полюса, а также обеспечение для Британской империи чести этого достижения!»

Деньги на это дело собирала вся страна. Сам папа Шерлока Холмса – Артур Конан Дойл написал воззвание к народу!

Хотелось бы сказать «…и собрали они обалденную кучу денег…», но, увы… Страна собрала на это дело около 5000 фунтов, а Правительство в лице министра финансов Ллойда Джорджа отказали в субсидии. Да кому он нужен, этот Южный Полюс?

Однако хоть и медленно, но подготовка к экспедиции продолжалась. Для неё закупили много лошадей, немножко собак и одни мотосани.

26 ноября 1906 года корабль «Терра Нова» отплыло от берегов Новой Зеландии. Не без приключений Скотт добрался до места стоянки. Приключением я называю потерю части угля, гибель лошадей и собак, пропажу во время шторма ящика со спиртом и двадцатидневный ледяной плен.

Вообще, на флоте всех стран и во все времена моряки любили выпить, а британский флот, тут возможно был даже «впереди планеты всей», так что не удивлюсь если потом экспедиционные интенданты объяснили это все так, что лошадей сожрали собаки, которые потом куда-то сбежали, унеся с собой ящик спиртного.

Либо, на выбор, другой вариант. Лично меня комбинация из слов уголь, спиртное, мясо, (пусть даже это и конина), настойчиво подталкивает к мысли о пикнике на природе... Хотя какая там природа?

Ну ладно это- лирика. Главная беда была в другом!

Через какое-то время британский исследователи узнали, что в двухстах милях от них обосновалась экспедиция Амундсена настроенная не менее решительно!

У Земли, как известно образованным читателям, есть два полюса, но один- Южный, а другой – Северный. И вот к несчастью обе экспедиции выбрали отчего-то для открытия Южный полюс... Хотя Северный также ждал своих первооткрывателей.

И началась гонка.

Все хотели прибыть к полюсу первыми, но все также понимали, что просто встать на лыжи и пойти к нему было бы очень опрометчиво, тем более, что первой задачей все-таки были научные исследования, а не открытие южной макушки Земли. Экспедиция разделилась на две части. Первая занималась наукой, а вторая – начала подготовку к броску на полюс. Так что все началось с подготовки - начали устраивать склады продовольствия по маршруту предполагаемой экспедиции на юг, готовить технику…

В конце концов, 1 ноября 1911 года Скотт вышел на тропу войны. В смысле отправился покорять Полюс. В начале января, когда до цели оставалось сделать всего один бросок Скотт отбирает пятерых товарищей, с которыми собирается разделить честь открытия и с ними идет к заветной точке. Остальные ждут его в лагере. Англичане идут и ищут следы норвежцев, но следов нет! Только вот рано они радовались…

17 января путешественники, наконец, достигают нужной точки, но находят там вовсе не Земную ось, а палатку Амундсена и его записку с датой открытия Полюса. Экспедиция Скотта опоздала почти на месяц!

Теперь вы поняли, что я имел ввиду под словом «облом»?

В дневнике он сделал запись «Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь - рывок домой, и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?»

Увы, они не выдержали…

Они погибли, не дойдя 11 миль до лагеря, где их ждало спасение…

Товарищи вышедшие им навстречу нашли их слишком поздно.

Когда «Терра Нова» уходила в обратный путь, на месте корабельной стоянки, оставшиеся в живых участники экспедиции поставили поминальный крест из красного дерева, на котором вырезали слова «Бороться, искать, найти и не сдаваться».