В санкт-петербургском «Манеже» открылась выставка, посвященная кинетическому искусству. Мы решили вспомнить, кто стоял у его истоков по обе стороны Атлантики.
— На протяжении веков классическое искусство было статичным.
Да, зритель мог обойти картину или скульптуру и рассмотреть ее с разных сторон. Но двигался лишь он. XX век изменил это. Технический прогресс и эксперименты авангардистов привели к поиску новых способов художественного выражения. Антистатика была провозглашена новым предметом изображения. А в Первом манифесте футуризма были такие слова:
«...мы же хотим воспеть наступательное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака».
— Идея создания подвижных произведений искусства захватила художников в начале XX века.
Первым образцом кинетического искусства называют «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана. Основатель «реди-мейда», он прикрепил к обычной табуретке простое колесо от велосипеда. Оно вращалось, но не для того, чтобы куда-то ехать, а чтобы изобразить саму идею движения.
— И все же пионером кинетического искусства называют американца Александра Колдера.
Инженер-механик по образованию, Колдер в 1930-х годах начал создавать абстрактные динамические конструкции — «мобили». Кстати, такое название им дал Марсель Дюшан при посещении мастерской американца. Динамические скульптуры приводились в движение при помощи мотора, но впоследствии художник отказался от них и заставил арт-объекты двигаться под действием ветра.
— В СССР одним из первых кинетистов называли Владимира Татлина.
Советский архитектор планировал возвести башню III Интернационала, которая при помощи механизмов должна была вращаться вокруг своей оси. Внутри металлической конструкции Татлин хотел расположить подвижные стеклянные помещения: в форме куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. Куб должен был делать оборот вокруг собственной оси за год, пирамида — за месяц, цилиндр — за день, полусфера — за час. Проект «Башни Татлина», правда, так и не был реализован.
— Во второй половине ХХ века кинетическими эффектами занималась группа «Движение».
Одной из самых заметных ее фигур был Вячеслав Колейчук. Его дочь стала сокуратором выставки в «Манеже». Колейчук создал один из самых знаменитых проектов кинетизма в истории российского искусства — парящий над площадью Курчатовского института «Атом». Огромная сфера состояла из трубок, которые колыхались на ветру и причудливым образом преломляли свет, меняя пространство вокруг.
— Одна из работ Вячеслава Колейчука, выставленная в «Манеже», — «Сферы».
Сам художник так описывал то, как родилась идея этого объекта:
«Сижу как-то и ем куриный бульон. Задумчиво смотрю в тарелку, а там жиринки плавают и на дне тарелки что-то увеличивают, оптические эффекты производят. Э-э-э, думаю, хороший кинетический объект можно сделать».
— Кинетизм, который в СССР относился к неофициальному искусству, порой «скрывался» в НИИ.
Так, основатель казанского научно-исследовательского института «Прометей» Булат Галеев был первым советским видеохудожником (а еще он проектировал светомузыкальные установки для релаксации космонавтов на орбите). При этом у него не было профильного образования — в художественную школу Галеева не приняли. А сам он признавался, что с детства тяготел к абстрактным картинам, при этом ничего не знал ни о Кандинском, ни о других авангардистах.
— Российские кинетисты были наиболее синхронны своим зарубежным коллегам.
И едва ли не единственные представители послевоенного советского модернизма не мыслили себя как андерграунд. Они даже придумывали, а порой и осуществляли проекты паблик-арта. Так, в 1967 году группа «Движение» разработала для Ленинграда праздничное оформление города к 50-летию Октября.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.