Найти тему

Прогресс есть, но есть и регресс.

Что было и чем сердце успокоилось.
Что было и чем сердце успокоилось.

А есть ли на свете прогресс, или прогресса нет? В СССР такой вопрос назвали бы неуместным, даже глупым, и были бы правы. Конечно же, прогресс есть. Об этом знал любой советский школьник. Прогресс царил в мире советских людей весомо, грубо, зримо. И это был не только научно технический прогресс, но, не в меньшей степени и прогресс в человеческих душах.

Пришедшие в СССР из царской России неграмотные, забитые безнадёги почувствовали себя Людьми. Узнали, что Человек, это звучит гордо. У них появилось презрение к богатству, к мещанству. Люди стали оценивать друг друга не по количеству денег, а по заслугам перед обществом. То, что улучшать своё благосостояние надо вместе с обществом, а не за счёт него, стало аксиомой для большинства.

Средний советский человек был не только грамотнее среднего не советского, но, что ещё важнее, гораздо совершеннее морально, гораздо чище не советского.

Скажем, для западного человека главным условием сохранить своё человеческое достоинство является не дать себя использовать. Если ты дал себя использовать, значит ты лузер. (лох по нашему). Даже если тебе задают самый простой вопрос: как пройти, или как найти, или где тут туалет, сначала возьми с тех кто задаёт вопрос деньги, а потом отвечай. Иначе ты лузер, иначе тебя использовали, иначе над тобой будут смеяться. Человек может гореть огнём в пожаре, тонуть в воде. Это его проблемы. Твоя задача - не дать себя использовать.

Для советского человека такое отношение к людям было бредом. Многие не только бескорыстно спасали попавших в беду людей, но и отказывались потом от вознаграждения, от возвеличивания себя через СМИ. Они были очень скромными людьми, и им было неудобно привлекать к себе «к своей персоне» внимание коллектива, внимание общества.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

С.Я. Маршак.

И, что интересно, все эти советские люди не были верующими в потусторонние силы людьми. Все они знали, что после их смерти, для них всё закончится. Ни на какие «райские кущи» после окончания жизни они не рассчитывали.

Добро совершали бескорыстно. По велению души. Потому, что не могли не совершить. Не могли не спасти. Не могли не помочь. Не могли не подсказать.

А только бескорыстное добро и является истинным добром. Всякое другое, совершаемое по религиозным мотивам, или другим соображениям личной выгоды, уже не добро, а сделка. Сделка, по которой за совершаемое добро предполагается получить вознаграждение... правда, как правило после смерти. Этакий «вечный кайф» на том свете. Выгодное дело. Да за такую перспективу можно всё отдать и на всё пойти. Этим объясняются и подвиги шахидов и самосожжение, и готовность принести в жертву собственных детей.

В общем, советский человек явился миру как принципиально новый человек, как человек будущего, человек, которого ждут звёзды, ждут великие свершения, ждут великие открытия. Советский человек был воспет художниками, композиторами, поэтами, писателями.

Великий писатель фантаст Иван Ефремов посвятил будущему советского человека свою трилогию: «Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы». Расписал на тысячелетия вперёд. Очень привлекательное будущее у него получилось. И, при этом, очень правдоподобное.

Но, к сожалению, в жизни существует не только прогресс, но и регресс. И это не противоречит ни истмату, ни диамату. В общем… сначала грянула буржуазная контрреволюция в 1991 году, а потом, и «криминальная революция» в 1993. СССР превратился в РФ, которая вернулась, как тогда говорили, к временам Ивана Колеты. Ну, может и не к Ивану Колете, а к Ивану Грозному. Но, всё равно, оказалась очень глубоко... в прошлом. Причём, не только по территории, но и по общественному строю

Опять таки, согласно диалектического материализма, бытие определяет сознание. Правящим классом у нас теперь стал класс буржуазии. Общественный строй то ли капиталистический, то ли даже феодальный. И сознание общества, конечно не сразу, а постепенно, но неуклонно, стало меняться соответственно этому. Вернулась религиозность, суеверность. Возвращается безграмотность. На окнах появились решётки, на подъездах замки.

Вот так и получилось, что о нас, живущих в 21 веке, всё понял ещё Виссарион Белинский в 1847 году, когда написал своё известное письмо Гоголю по поводу его, Гоголя книги, прославляющей крепостное право в России. Письмо это потом долго ходило по России в рукописном виде, явившись первым самиздатом.

"России нужны не проповеди, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства"

«Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.»

Из Письма критика Виссарина Белинского (1811-1848) писателю Николаю Гоголю (1809-1852) от 15 июля 1847 г.