В последней трети XVIII в. одним из центральных вопросов в области международных отношений в Европе стал польский вопрос. Речь Посполитая переживала глубочайший политический и экономический кризис. Жестокий феодальный гнет и политика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Посполитой, стали тормозом для дальнейшего развития страны. Народные восстания следовали одно за другим. Одновременно с Восточным вопросом большую озабоченность европейских государств вызывало положение в Речи Посполитой. К этому моменту логически путем приближался двухвековой этап существования РП, тем временем в европейской системе международных отношений постепенно понимался вопрос, а что делать с поляками?
Первый раздел Польши, осуществленный с легкой руки «Трех Орлов» 5 августа 1772 г. согласно Петербургской декларации, перекроил территорию Польши и привел ее в состояние абсолютной неспособности вести ни внутреннюю, ни внешнюю политику, оставив ее в положении вакханалии, таким образом все подходило к новому разделу.
Второй раздел имел в себе более хитрые переплетения нитей внешней политики не только трех орлов, но и Великобритании. Обо всем по порядку, следим за нитью. В 1788 г. на западе Европы образовался блок держав (Англия, Пруссия и Голландия) Тройственная лига против РИ, Австрии и Франции. Данная коалиция выступала с политической и экономической поддержкой Турции и Швеции, ведших тогда войну с РИ. Данная группировка была столь могущественна, что профукала всю восточную политику и не упустила возможность подавления ВФР.
На тот момент никому в голову и не приходила идея вновь делить Польшу, т.к. Россия втянута в войну с турками и шведами, в Бельгии полным ходом шла революция, Австрия терзала себя в войнах с турками и планомерно шла к новой войне с Пруссией, в Пруссия умер Фридрих Великий и пришел бездырь Фридрих-Вильгельм 2, а канцлером был Эвальд Фридрих фон Герцберг (о нем позже). Осложнила ситуацию ВФР, оказавшее беспрецедентное влияние на ход мировой политики всех держав.
Про Уильяма Питта я расскажу в другой раз, весьма интересная личность. Но пока скажу так, Питт и в самом деле пытался перехитрить Екатерину, и желал союза с русскими, при этом всемерно поддерживал турков, Екатерина вовремя опомнилась и послала Питта младшего далеко, далеко. Объективно, Питт желал опередить время и воспрепятствовать захват Польши и Крыма, возомнив, что именно Англии суждено править там.
Екатерина пыталась отвлечь всю Европу на Францию, подстрекая всех подвергнуть аннигиляции революцию, желав укрепить влияние в Польше и на Черном море. В это же время в Пруссии министр по фамилии Герцберг разработал план по распилу Польши, возвращении Крыма Турции, Карельского п-ова Швеции. Как тебе такое Екатерина? Екатерина, сказала, что он дурень и отказалась от его добрых услуг, понимая, что переговоры с турками будут вестись через посредников без участия турков, поэтому завершив войну с турками начала мыслить, а что с поляками делать. На руку Екатерине сыграло усиление революционного движения во Франции и заключении Пильницкой декларации 27.08.1791 между Австрией и Пруссией по подавлению ФР, позже это переросло в союз 7.02.1792.
А теперь подумаем планировался грандиозный распил Франции, но Пруссия задалась вопросом, а что мы получим? Австрия понятно получила бы Артуа, Бельгию, Фландрию, Пикардию. А Пруссия? Ну понятно, вечный спор Эльзас и Лотаринги, который никак не мог урегулироваться, и тут у Фридриха-Вильгельма 2 возникла идея, а давай в тайне распилим Польшу и не скажем австриякам. Екатерину вынудил тот факт, что в Польше произошла «Майская конституция» (3 мая 1791 г.) и РИ ввела войска для подавления госвласти Польши и поддержки Торговицкой конфедерации. После битвы при Вальми 20.09.1792 г. Пруссия отказалась участвовать в войне с Францией и грозилась заключить мир с Парижем, если не они не получат кусок Польши. Примечательно, что Пруссия разорвала союз 1790 г. с Польшей в 1791 г., отказавшись поддерживать конституцию 1791 г., заявив мы заключили союз с другой Польшей, коей вы не являетесь. В общем в январе 1793 г. Пруссия и РИ поделили во второй Польшу. РИ: часть Украины и Литвы. Пруссия: Торунь, Данциг, Познань. За раздел «проголосовал» Польский Сейм.
Распад первой коалиции тесно связан с третьим разделом Польши. Восстание Костюшко в 1794 г. вынудило вновь ввести войска на территорию Польши, а Пруссия и Австрия не замедлили сделать это тоже. Австрия и Пруссия боролись за владением Кракова, важным стратегическим городом. Обострение конфликта вывел Пруссию из войны с Францией, и Пруссия заключила Базельский мир с Францией 2 апреля 1795 г. Тогда же Питт прекратил субсидировать Пруссию. России не желала допустить взятие Кракова пруссаками, поэтому ради этого она пошла на тайное соглашение с Австрией заключив с тайный договор об окончательном распиле Польши. Катя использовала прусский прием 1793 г. на самой Пруссии в 1795 г. изолировав ее из договора и поставила ее перед свершившимся фактом.
Итог: Россия: Курляндия, Литва, области от Немана до Буга
Пруссия: Варшаву
Австрия: Краков, Люблин.
Польше конец, вернёмся к ней через 20 лет
Польша вступила в XIX век поделенной на три части между Австрией, Пруссией и Россией. Наполеон, разгромив Пруссию, из части принадлежавших ей польских земель, создал вассальное по отношению к Франции Варшавское княжество. Россия признала это княжество во главе с переданным Наполеону саксонским королем Фридрихом Августом и получила Белостокскую область. В 1809 году к Варшавскому княжеству была присоединена Малая Польша, потому что оно победило в войне с Австрией.
Поляки приняли участие во вторжении в Россию вместе с армиями Наполеона. После разгрома Наполеоновских войск новый раздел Польши произошел в 1814—1815 гг. на Венском конгрессе между Австрией, Пруссией и Россией. Из бывшего Варшавского княжества было образовано Царство Польское, большая его часть по решению Венского конгресса передавалась России. Познанщина отошла к Пруссии, сохранившей Силезию и Поморье; Краков был объявлен «вольным городом» (Краковская Республика в 1846 г. была присоединена к Австрии, сохранившей также Галицию).
Скажу честно Венский конгресс разбирать сложно, но описать польский вопрос в рамках конгресса необходимо. После того как Талейран заблистал на конгрессе, он явился к Александру и начал затирать о принципе легитимизма, мол до ВФР не было Польши в составе Рашки. Александр 1 тонко отказался от его предложения. Все государства боялись усиления влияния России в Польше. Поэтому Кастлри и Ганденберг с Меттернихом опасались, что либерализм Александра может поставить на грань влияние Австрии и Пруссии и переродить это в гегемонии России в восточной Европе. Противоречия победителей позволило Талейрану собрать антироссийскую коалицию из Франции, Англии и Австрии. В январе 1815 г. было заключено тайное соглашение против России и Пруссии, где они обязались выставить 150 тыс. солдат против России и Пруссии, но случился Наполеон. В общем после Ватерлоо все убедились, что так дальше нельзя и решили на консенсусной основе решить вопрос Польши
Созданный в 1815 г. Священный союз основывался в том числе и на общности интересов Австрии, России и Пруссии в борьбе с польским национальным-освободительным движением. Новый раздел Польши нанёс серьёзное поражение национально-освободительному движению, которое, однако, заставило Австрию, Россию и Пруссию отказаться от попыток уничтожить само название Польши.
27 ноября 1815 г. Царство Польское в составе России получило свою конституцию, связавшую Польшу и Россию личной унией, но предоставляла Польше право выбирать сейм, свое правительство и иметь собственную армию. Относительно либеральная вначале, конституция стала ограничиваться Россией. В Польском сейме появилась легальная оппозиция, возникли тайные политические общества. В ноябре 1830 г. в Варшаве началось ноябрьское восстание, подавив которое в 1831 г., Николай I Павлович отменил конституцию, предоставленную Польше в 1815 г.
Сам по себе польский вопрос 1830-1831 гг. можно поделить на два этапа. Первый период с 29.11.1830 г. до 21.01.1831г., когда Николай 1 был низложен с Польского престола Варшавским сеймом. Второй период уже непосредственно с января 1831 г., когда началась война между РИ и самопровозглашённым польским правительством, которое не признало ни одно из европейских гос-в. НИ одно государство не желало вмешиваться в польские дела т. к. сами были заняты проблемами Бельгийского вопроса, а Австрия и Пруссия молчаливо передали полномочия Николаю для подавления восстания.
Поляки совершили несколько ошибок. Во-первых, эти чудики начали революцию сверху, предварительно не подготовив народные массы против царской власти, т.е. народной поддержит они не получили. Во-вторых, сепаратисты решили на всеобщее обозрение выставить требование к Европе, а именно восстановление легитимных границ Польши до 1772 г. Ясно, понятно, что данное заявление польских психопатов никто не поддержит и это закончилось тем, что ни одно государство не выдвинуло требований для послабления давления на Польшу со стороны России. Однако нашлись те, кто решил хоть немного помочь полякам и смягчить накал страстей.
Британия: Новый глава внешней политики ВБ лорд Пальмерстон, прямо отказал польскому посланнику маркизу Велепольскому поддерживать польских террористов, потому что они настроены на завоевательные цели, а новая война в Европе бритам не нужна, к тому же они были заняты Бельгийской проблемой (о ней тоже расскажу в другой раз, весьма интересное событие), он был решительно против возвращения Бельгии голландскому королевству. Польша была ему неинтересна, если бы Николай устроил геноцид поляков, то бриты возможно бы вмешались, но это не точно, поэтому польскую делегацию Велепольскго отослали обратно.
Франция: Луи-Филипп мог бы поддержать поляков, он даже направил к Николаю своего посланника Мортемара для разрешение некоторых вопросов. Поляки ликовали, но цель поездки была совершенно иной и польский вопрос на повестку дня не выносился как приоритетный.
Во-первых, Луи-Филипп нуждался в признании Франции со стороны Николая, который испытывал не самые благоприятные чувства по отношению к Фильке.
Во-вторых, после признания Луи-Филипп нуждался в одобрении Николая и его прямой поддержки по бельгийскому вопросу
А третий вопрос касался поляков, да и заключался он лишь в вопросе мягкого решения вопроса. Но когда Мортемар направлялся в Санкт-Петербург по дороге он столкнулся с курьером, который направлялся на Запад с радостным известием, что Николая свергли и тут Мортемар заявил: «Ваши хозяева совершили роковой шаг» после чего он осознал, что его миссия по польскому вопросу была завершена.
Можно признаться, что относительное вмешательство Луи-Филиппа и Пальмерстона в польский вопрос намекало на то, что дальнейшая заинтересованность европейцев в судьбе поляков может перерасти в дипломатический конфликт, следовательно, им необходимо было найти союзников на континенте, которые могли бы их поддержать. Австрия была в их глазах идеальным претендентом на такое звание, но они не проявляли активной деятельности и лишь направили ноту протеста князю Меттерниху по поводу действий австрийской армии. Дело было в том, что польские отряды эвакуировались на австрийскую территорию, чтобы спастись от отрядов Паскевича, поляки мигом были обезоружены и польское оружие было передано русским войскам. Главы Британии и Франции были возмущены таким разворотом событий, но Меттерних сказал им, что польское оружие принадлежит королю польскому, а именно Николаю. Во-вторых, пусть поляки будут благодарны, что он отдал Николаю только оружие, а не солдат и офицеров.
Так закончился польский кризис и 8 сентября после двухдневного штурма Варшавы состоялся въезд Паскевича во главе русской армии. Польша лишилась всех прав и свобод.
Можно завершить эпоху польского вопроса до Крымской войны, подготовкой к восстанию 1848 г. В этот год прусский глава МИДа барон Арним, решил, что он самый умный и начал подготовку восстания в Познани для утверждения польского освободительного движения, которое скрывало в своей основе стремление Арнима решить вопрос объединения Германии. Он надеялся, что престол займет прусский принц Вальдемар. Арним активно искал поддержки у Пальмерстона и Учредительного собрания Французской республики, но ни Англия, ни новая Республика не желали восстания в Польше, ни ухудшения отношений с Россией, а сам прусский король Фридрих-Вильгельм 4 вел тайную переписку с Николаем, попросив передислоцировать войска на границу. Николай 1 недолго думая решил направить 420 тыс. юнитов. Восстание так и не произошло на территории РИ, а в самой Познани началось восстание, которое потопили сами же либеральные пруссаки.
Итог: Польский вопрос конца XVIII – первой половины XIX вв. выставил Россию как гегемона восточной Европы, и любая попытка переполошить Польшу, заканчивалась для них абсолютным провалом.