Если у вас возникла мечта увидеть Древнюю Грецию в ее самом классическом виде, то не спешить ехать в Афины. Она гораздо ближе, совсем рядом… В Крыму, а вернее - в Севастополе…
После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Великим князем Григорием Потёмкиным на берегах Черного и Азовских морей начала создаваться Новороссия, куда хлынули греки, болгары, сербы, албанцы, черногорцы и прочие народы Балкан и Греции. Севастополь, Таганрог, Одесса, Николаев, Мариуполь, Бердянск наполнились разноязычным населением.
В 1792 г. в Севастополе на Хребте беззакония (так именовался до 40-х годов XIX века Центральный городской холм) анатолийскими греками была построена деревянная церковь Петра и Павла. Через сорок лет она обветшала, а сильная буря 1837 года довершила её разрушение.
Военный губернатор Севастополя, адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), лично занялся вопросом восстановления храма и добился того, что строительство нового здания Петропавловской церкви предоставляется морскому ведомству.
В обращении на высочайшее имя, он напишет, что в городе Севастополе с 30-ю тысячами жителей всего две церкви, при этом одна из них – Петропавловская – разрушена. На строительство нового здания было запрошено 66 956 руб. 31 ¼ коп. Подготовку проекта и строительство храма Лазарев поручает инженеру-поручику строительной морской части В.А. Рулеву. Осенью 1840 года закладывается первый камень.
Василий Александрович Рулёв (1810-1881) дослужится до генерал-майора, станет академиком архитектуры Императорской Академии художеств и главным архитектором Севастополя.
Им будут построены:
здание Училища для дочерей нижних чинов Черноморского флота в Николаеве (1844).
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре (1846-1850)
Владимирский собор по проекту архитектора К. А. Тона (1848-1855)
Военно-морской госпиталь Черноморского флота в Николаеве (с 1864-1886)
Ай-Тодорский маяк (1876)
В 1843 году М.П. Лазарев пишет архиепископу Херсонской и Таврической епархии Гавриилу: «…служба в Петропавловской церкви должна вестись на русском языке, так как Севастополь заселен в основном русскими, не понимающими греческого языка и небольшой частью греческого населения вполне понимающих русский».
А на следующий год, 8 декабря 1844 года адмирал Лазарев уже сообщает Морскому министру И.А. Шестакову: «Петропавловская церковь, построенная в древнем греческом вкусе, окончена». Храм освящает лично архиепископ Херсонской и Таврической епархии Гавриил.
И действительно, на Центральном холме Севастополя, со стороны Южной бухты , возник, словно перенесенный из Древней Греции, уникальный Храм Святых Апостолов Петра и Павла.
Его со всех сторон окружает колоннада дорийского ордера с каннелюрами (бороздками), выполненная из белого сарматского известняка. Оба фасада (главный и задний) завершаются треугольными фронтонами, над которыми установлены кресты. Справа и слева от входа – ниши, в которых мраморные скульптурные изображения святых Петра и Павла (что тоже не характерно для православных храмов).
К сожалению, эти скульптуры, по всей вероятности, работы итальянца Фердинандо Пелличио, в 1855 году после захвата Южной части Севастополя вывозятся по приказу маршала Пелисье в Константинополь, где до 1859 года стоят в в часовне французского посольства, а потом их следы теряются в одном из крупнейших замков Европы — Шамборе
В августе 1855 года во время бомбардировки гибнут колокола, разрушается колокольня и проваливается крыша. В сентябре здание сгорает, но колоннада уцелела. По некоторым сведениям, неприятель считал, что якобы в храме хранится порох и снаряды.
По сведениям благочинного церквей Севастопольского округа протоиерея Арсения Лебединцева от церкви уцелели лишь стены, в фундаменте были трещины, «крыши, потолка, полов, дверей ничего нет, все это, как видно из оставшихся деревянных огарков сгорело». Стены внутри были «обезображенные надписями и карикатурами, для святых оскорбительными».
После освобождения Севастополя, храм долго стоит в руинах. По мнению архитектора и настоятеля церкви протоиерея А. Демьяновича здание «исправить решительно невозможно».
Один из путешественников в 1885 г., напишет так: «церковь ...отдана на волю стихии. Почти три десятка лет она разрушается непогодами, портится... колонны разваливаются ...мраморные статуи совсем исчезли».
Высшие силы наконец обратили внимание на уникальный греческий храм и в 1888 году Императора Александра III повелевает его возродить. А займутся этим на собственные средства купец 1-й гильдии А.А. Максимова, будущего городского головы, и его тесть, коммерции советника С.Л. Кундышева-Володина.
Благое дело им обошлось в 60 000 руб. Храм Святых Петра и Павла освящается 17 декабря 1889 года. При этом он становится крупным православным учебным центром – церковно-приходская школа, несколько училищ и гимназий.
После приходы в Крым советской власти религиозная община Петропавловской церкви смогла в 1923 году заключить договор с местной властью на пользование зданием. Так продолжается до 5 февраля 1931 года, когда церковь ликвидируется, а здание передается Севастопольскому городскому архиву, который находится в нем до конца обороны города 1942 г.
Во время второй блокады и освобождения Севастополя здание сильно пострадало, но на этот раз его восстанавливают очень быстро.
В 1946 году в нем вновь располагается городской архив, а в 1947 году из-за прекрасной акустики в него поселяют театр им. Луначарского. При этом его существенно перепланируют – делят на первый и второй этажи, добавляют лестниц. В 1957 году здесь размещают городской Дом культуры.
Только в 2006 году многострадальный храм передают церковной общине и возобновляются церковные службы.
Через два года. к 225-летию Севастополя, в сквере перед храмом устанавливают скульптуру святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.