Найти в Дзене

О Рерихе без эзотерики

При поиске информации о Николае Рерихе ее находится очень много. Преимущественно — с упоминанием буддизма, спиритизма, масонства и космических тайн. Если отбросить мистику, какое место занимает этот художник в русском изобразительном искусстве? Рерих — яркий представитель романтизма, и в этом смысле он продолжает традиции многих русских художников XIX века. Также его полотна отличаются невероятной игрой красок, и в этом его неповторимость. Романтизм в картинах Рериха Романтизм изображает борьбу человека с обстоятельствами. В живописи обстоятельства обычно выступают в образе стихий, будь то извергающийся Везувий Брюллова, морские шторма Айвазовского или суровая горная природа Рериха. Человек в этом противостоянии всегда выглядит маленьким и беззащитным, а стихия — могущественной и непобедимой. Один из приемов, помогающих передать неравные силы, — низкий горизонт. Земля и люди размещаются на небольшой нижней полоске картины, а вся остальная часть посвящена небесам, горам или волнам. Оди
Оглавление

При поиске информации о Николае Рерихе ее находится очень много. Преимущественно — с упоминанием буддизма, спиритизма, масонства и космических тайн. Если отбросить мистику, какое место занимает этот художник в русском изобразительном искусстве?

Рерих — яркий представитель романтизма, и в этом смысле он продолжает традиции многих русских художников XIX века. Также его полотна отличаются невероятной игрой красок, и в этом его неповторимость.

Николай Рерих. «Гуру-Гури-Дхар», 1931
Николай Рерих. «Гуру-Гури-Дхар», 1931

Романтизм в картинах Рериха

Романтизм изображает борьбу человека с обстоятельствами. В живописи обстоятельства обычно выступают в образе стихий, будь то извергающийся Везувий Брюллова, морские шторма Айвазовского или суровая горная природа Рериха.

Человек в этом противостоянии всегда выглядит маленьким и беззащитным, а стихия — могущественной и непобедимой. Один из приемов, помогающих передать неравные силы, — низкий горизонт. Земля и люди размещаются на небольшой нижней полоске картины, а вся остальная часть посвящена небесам, горам или волнам.

Николай Рерих. «Пантелеймон Целитель», 1931
Николай Рерих. «Пантелеймон Целитель», 1931
Николай Рерих. «Сергий-Строитель», 1925
Николай Рерих. «Сергий-Строитель», 1925

Один из главных художников-романтиков в русской живописи — Иван Айвазовский. Достаточно вспомнить его «Девятый вал», «Черное море» и множество других работ, где хрупкий кораблик или лодка отчаянно пытаются противостоять бушующему морю и скалам.

Рерих учился живописи в мастерской Куинджи, а тот был учеником Айвазовского, так что преемственность романтической традиции понятна. У Рериха мы видим тот же низкий горизонт и те же маленькие фигурки людей (или домики) на фоне несоизмеримо большей стихии. Отличие лишь в оптимистичности рериховских полотен. У Айвазовского людей в большинстве случаев ждет гибель, а у Рериха герои пытаются жить в гармонии с миром гор и облаков.

Николай Рерих. «Путь на Кайлас»
Николай Рерих. «Путь на Кайлас»
Николай Рерих. «Кришна (Весна в Кулу)», 1930
Николай Рерих. «Кришна (Весна в Кулу)», 1930
Николай Рерих. «Ведущая», 1924
Николай Рерих. «Ведущая», 1924

Типична в этом смысле картина Рериха — «Небесный бой». Земля на ней занимает едва ли четверть, и дома людей не сразу разглядишь. Основная часть полотна изображает тучи и облака во всем их многообразии. Часть облаков окрашена в солнечно-желтые оттенки, а другая — в фиолетово-синие. Такой контраст превращает вид облачного неба в метафорическую битву Добра со Злом.

Люди в этой битве не участвуют. Они могут лишь наблюдать за происходящим из-под крыш и надеяться, что их домики уцелеют.

Николай Рерих. «Небесный бой», 1912
Николай Рерих. «Небесный бой», 1912

Богатство цвета на полотнах Рериха

Еще в ранние годы художник стремился писать так, чтобы получилось непохоже на «бесцветные» полотна передвижников. И это ему удалось. Каким может изобразить небо реалист? Голубым или серым днем, темно-синим ночью и красным на закате или восходе. Но Рерих не ограничивает себя такими рамками. Его небо может быть и лимонным, и нефритово-зеленым, и розово-сиреневым. Столь же красочны и облака, и горные вершины.

Николай Рерих. «Шамбала»
Николай Рерих. «Шамбала»
Николай Рерих. «Свет Утренней звезды» 1932
Николай Рерих. «Свет Утренней звезды» 1932
Николай Рерих. «Священные Гималаи», 1934
Николай Рерих. «Священные Гималаи», 1934

Еще одна особенность рериховских картин — их близость к любимой им мозаике. Краски накладываются широкими пятнами и отделяются темными контурами. При такой технике возможности масляных красок остаются невостребованными, поэтому Рерих постепенно перешел на темперу и пастель.

Николай Рерих. «Гималаи (Розовые горы)», 1933
Николай Рерих. «Гималаи (Розовые горы)», 1933

Если вам было интересно, поставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также рекомендую прочесть:

Три шедевра Айвазовского

О судьбе Марии Столыпиной с портретов Карла Брюллова

«Февральская лазурь» и другие зимние пейзажи Грабаря