При поиске информации о Николае Рерихе ее находится очень много. Преимущественно — с упоминанием буддизма, спиритизма, масонства и космических тайн. Если отбросить мистику, какое место занимает этот художник в русском изобразительном искусстве?
Рерих — яркий представитель романтизма, и в этом смысле он продолжает традиции многих русских художников XIX века. Также его полотна отличаются невероятной игрой красок, и в этом его неповторимость.
Романтизм в картинах Рериха
Романтизм изображает борьбу человека с обстоятельствами. В живописи обстоятельства обычно выступают в образе стихий, будь то извергающийся Везувий Брюллова, морские шторма Айвазовского или суровая горная природа Рериха.
Человек в этом противостоянии всегда выглядит маленьким и беззащитным, а стихия — могущественной и непобедимой. Один из приемов, помогающих передать неравные силы, — низкий горизонт. Земля и люди размещаются на небольшой нижней полоске картины, а вся остальная часть посвящена небесам, горам или волнам.
Один из главных художников-романтиков в русской живописи — Иван Айвазовский. Достаточно вспомнить его «Девятый вал», «Черное море» и множество других работ, где хрупкий кораблик или лодка отчаянно пытаются противостоять бушующему морю и скалам.
Рерих учился живописи в мастерской Куинджи, а тот был учеником Айвазовского, так что преемственность романтической традиции понятна. У Рериха мы видим тот же низкий горизонт и те же маленькие фигурки людей (или домики) на фоне несоизмеримо большей стихии. Отличие лишь в оптимистичности рериховских полотен. У Айвазовского людей в большинстве случаев ждет гибель, а у Рериха герои пытаются жить в гармонии с миром гор и облаков.
Типична в этом смысле картина Рериха — «Небесный бой». Земля на ней занимает едва ли четверть, и дома людей не сразу разглядишь. Основная часть полотна изображает тучи и облака во всем их многообразии. Часть облаков окрашена в солнечно-желтые оттенки, а другая — в фиолетово-синие. Такой контраст превращает вид облачного неба в метафорическую битву Добра со Злом.
Люди в этой битве не участвуют. Они могут лишь наблюдать за происходящим из-под крыш и надеяться, что их домики уцелеют.
Богатство цвета на полотнах Рериха
Еще в ранние годы художник стремился писать так, чтобы получилось непохоже на «бесцветные» полотна передвижников. И это ему удалось. Каким может изобразить небо реалист? Голубым или серым днем, темно-синим ночью и красным на закате или восходе. Но Рерих не ограничивает себя такими рамками. Его небо может быть и лимонным, и нефритово-зеленым, и розово-сиреневым. Столь же красочны и облака, и горные вершины.
Еще одна особенность рериховских картин — их близость к любимой им мозаике. Краски накладываются широкими пятнами и отделяются темными контурами. При такой технике возможности масляных красок остаются невостребованными, поэтому Рерих постепенно перешел на темперу и пастель.
Если вам было интересно, поставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также рекомендую прочесть: