"Если купишь раба еврея, шесть лет он будет работать, а на седьмой выйдет на свободу..."21:2Шесть лет рабства соответствует шести дням недели, седьмой день это шабат. Концептуально, рабство- это как дни недели, потому что человек должен вкалывать для того чтобы заработать на жизнь.Разница в том, понимает ли он, что Творец даёт ему заработок, или он продаёт себя, что бы самому заработать.Рабство связано со временем и соотвественно с пространством и материей и поэтому такой человек ограничен рамками этого мира. Но человек "присоединивший " себя к Шабату, считается свободным, поскольку он связал себя с бесконечным грядущим миром.Раби НахманТо есть, секрет свободы- осознанность Шабата в течении недели
* * *"И нищего не поддерживай в тяжбе его" 23:3В нашем внутреннем мире, нищим является наш эгоизм, не имеющий собственной энергетики, и который, если его прижать, начинает вопить о том что его надо пожалеть.-" Не убирай меня совсем!"Будьте до конца справедливы: эти части нужно реформировать полностью."Если встретишь ты заблудившегося быка или осла врага твоего, должен ты вернуть его." 23:4Рав Ноах Вайнберг Заль говорил:Это мицва Кирува. ( возвращения к Творцу)Если быка или осла необходимо вернуть, то тем более еврея который заблудился.Во внутреннем мире человека- вернуть заблудившиеся части нашей личности.Бык, это в том числе-гордыняОсёл-Хамор, материальность и упрямство."И взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает слова праведных" 23:8Речь конечно идёт о суде и о судьях,Но Тора написана не только для судей, она написана для всех нас, на все времена.Кто дает взятку нам когда мы судим?Наше злое начало (Ейцер ХаРа)Что это за взятка?Это- то короткое удовольствие, которое она предлагает нам, если мы её послушаем.А иногда, это просто лесть.-"Сделай, и будешь таким крутым!"Тора предупреждает нас, что если мы берём подобную взятку, то искажается миро-представление людей, которых даже сам Творец считает праведными.Эти несколько примеров показываю, что когда в Торе речь идёт о суде, это всегда и о нас- когда мы судим других, и самих себе. УпражнениеРасслабьтесьПочувствуйте присутствие Творца и Его любовьНайдите голос, который наиболее часто предлагает вам взятку.Что это за взятка?Спросите: из какой части приходит этот голос?Посмотрите на эту часть внутреннем взором.Спросите: что она из себя представляет, и что на самом деле хочет.Спросите Творца, как лучше всего привести эту часть в состояние гармонии.Поработайте над этим.А пока сразу, откажитесь от этих взяток.
* * * "Огонь", "Яма", "Бык" – три категории, три вида ущерба, который имущество человека может нанести другим людям или их имуществу. Каждая из этих категорий обобщает много разных видов ущерба."Огонь" – это ущерб, нанесённый имуществом, оставленным без призора и двигающимся под влиянием обычных факторов.Например, костёр, за которым не следят, чей огонь разносится обычным для этого места ветром. Под категорию огня может попасть и... незакрытый кран, вода, затопившая соседа снизу.Это тоже огонь!Как и автомобиль, не поставленный на тормоз и покатившийся с пригорка."Яма" – это препятствие в неположенном общественном месте, то есть преграда, препона, барьер в общественном месте, то, что представляет опасность для оказавшихся там.Человек может вырыть яму, или открыть яму, или даже положить что-то, обо что люди или животные будут спотыкаться.Эта подкатегория ямы называется "Камень"."Бык" – имущество, которое может кусаться, бодаться, толкаться, валяться и топтать то, что не принадлежит вам.Исходя из логики вышеприведённых рассуждений, нетрудно догадаться, что и собачка, например, может стать "быком".Четвёртая категория ущерба מבעה Мавъэ "Оголение" ("Раскрытие скрытого") объясняется Аризалем, как ущерб, нанесённый самим человеком.Мудрецы указывают: все эти виды ущерба архетипичны.Они соответствуют изгнаниям, элементам Творения, "негармоничности разбитых сосудов" начала Творения и, конечно, дисгармонии в самом человеке.Огонь с негативной стороны – это гнев и гордыня (самовозвышение). Соответствует Вавилонскому галуту, элементу огня и תהו Тоhу (хаосу в начале Творения).
А с позитивной – это царь Давид, соответствие сфире Малхут, энтузиазм, радость в отношениях с Творцом.Категория Мавъэ, по Аризалю, соответствует сфире Тиф'эрет, а с негативной стороны – похотям, Персидскому галуту, состоянию Земли בהו Воhу (хаосу в начале Творения).А раби Нахман относит Мавъэ к элементу воды.Есть комментаторы, считающие, что ущерб категории Мавэ соответствует понятию Зуб.Зуб, пишет раби Нахман, символизирует еду для набивания утробы, то есть תאווה тааву (похоть), а похоть символизируется водой.Бык – животное начало.Сам Бык – сфира Гвура.А разные виды ущерба, наносимые Быком, приходят из разных сфирот и разных духовных миров.Это и Греческий галут, а в начале Творения – Тьма, элемент – Воздух, которому Бык соответствует.Бык с позитивной стороны – наш праотец Ицхак.Яма – депрессивные состояния, меланхолия, отсутствие мотивации. Это – сфира Хесед (в негативном мире), Римский галут, элемент земли, по мнению раби Нахмана, или воды с грязью, по мнению Аризаля.В начале Творения это бездна. В позитиве – праотец Авраhам.Надо помнить, что все эти категории многогранны и существуют и в позитиве, и в негативе.Давайте попробуем объяснить все эти взаимоотношения и начнём с самого человека.Поскольку человек – микрокосмос, все элементы человеческой личности, ещё не связанные друг с другом, не могут вместить сильный Свет Творца и могут оказаться разбитыми. Это, например, кризисные ситуации. Но в этом и позитивный аспект кризиса: человек вынужден пересмотреть и поменять неработающие уже эмоциональные защиты. Если он это делает, он становится сильнее, собраннее.Это, конечно же, подобно процессу, который начался при сотворении Вселенной и продолжает происходить в мире постоянно.Когда эгоистическое начало возобладает в человеке, это проявляется в первую очередь в неправильной системе ценностей. Когда таких людей много, они образуют общества. Это и создаёт Галуты внешние и внутренние:− Галут гордыни – Вавилон,− Галут похоти – Персия,− Галут рационализма, отделённого от духовности, – Греция,− Галут материализма – Рим.Несколько примеров ущерба, на которые стоит обращать внимание ежедневно.Огонь, который сжигает чужое поле, является ответственностью человека, который зажёг огонь.Огонь – это гнев. Он сжигает не только самого человека, но, например, когда родители ругаются, присутствующие при этом дети, на которых часто не обращают внимания, очень страдают.И даже через много лет мне приходится помогать людям с проблемами, начавшимися именно от этого.Поскольку ответственность – на зажегшем огонь, очень важно обратить на это внимание.
Постоянная раздражительность также действует на окружающих. Человек с кислым выражением лица, находящийся в общественном месте, говорят мудрецы, – это Яма, и он отвечает за всё, что туда свалилось.Ущерб, наносимый самим человеком на уровне его уникальной возможности, – это речь, то, что мы можем наговорить. А речь связана с элементом Воздух.Негативный аспект Воздуха – это болтовня, ложь, грубости и пошлости, лашон hа-ра и т. д.Вспомним, Бык – наше животное начало. Когда кто-то непрошено вторгается в пространство другого человека – это то же самое, что толкание со стороны быка.Человек может валяться и наносить ущерб своей душе и другим.А еда – это вообще архетип недостатков, которые нужно удовлетворять, получая от Творца, и при этом не хватать и не портить. Интимные отношения входят в понятие еды, как сама пища, которая должна быть и кашерной* и полезной.Животное в нас – это инстинкты. В первую очередь выживание и размножение. Выживание не только физическое, но и эмоциональное. Рога – это защиты этих инстинктов. Наше эго этим хорошо пользуется. Мы бодаем и себя, и других... 2."И нищего не поддерживай в его тяжбе" (Шмот, 23:3)
.В нашем внутреннем мире нищим является наш эгоизм, не имеющий собственной энергии и который, если его прижать, начинает вопить, мол, его надо пожалеть: "Не убирай меня совсем!"Будьте до конца справедливы: эти части нужно реформировать полностью."Если встретишь заблудившегося быка или осла твоего врага, должен вернуть ему" (Шмот, 23:4).Рав Ноах Вайнберг говорил: "Это мицва кирува (заповедь возвращения к Творцу)".Если быка или осла необходимо вернуть, то тем более – еврея, который заблудился.Во внутреннем мире человека необходимо вернуть заблудившиеся части нашей личности.Бык – это в том числе гордыня.Осёл (חמור хамор) – материальность (חומר хомер) и упрямство."И взяток не бери, потому что взятка ослепляет зрячих и извращает слова праведных" (Шмот, 23:8).Разговор, конечно, о суде и о судьях. Но Тора написана не только для судей, она для всех нас, на все времена.Кто даёт взятку нам, когда мы судим?Наше дурное начало.Что это за взятка?Это – то короткое удовольствие, которое она предлагает нам, чтобы мы её послушали.А иногда это просто лесть: "Сделай – и будешь таким крутым!"Тора предупреждает: коли мы берём подобную взятку, то становимся заинтересованными, необъективными, замечаем, что выгодно, и пропускаем не укладывающееся в нужные рамки, то есть меняется представление о мире.Даже у людей, которых даже сам Творец считает праведными.Трудно не увидеть, что в Торе речь о суде – это всегда и речь о нас, о том, когда мы судим других и самих себя.
Упражнение. Взятка
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.Почувствуйте присутствие Творца, Его любовь.Найдите голос, который наиболее часто предлагает вам взятку.Что это за взятка?Спросите, из какой части приходит этот голос?Посмотрите на эту часть внутренним взором.Спросите, что она из себя представляет и чего на самом деле хочет?Спросите Творца, как лучше всего привести эту часть в состояние гармонии?Поработайте над этим.А пока сразу откажитесь от этих взяток.Исправляйте себя, но не бичуйте.Браха нам всем на успехШавуа Тов (Хорошей недели).
автор текста: рав Ефим Свирский