Когда говорят о самой худшей сборной мира, то на память приходят Сан-Марино, Теркс и Кайкос, Непал или, конечно, Американское Самоа, где однажды в официальном матче пропустили в свои ворота 31 раз.
Если вы считаете так, то просто не знаете о существовании острова Сарк.
Сарк находится в составе Нормандского архипелага, который располагается в юго-западной части пролива Ла-Манш. Рядом с островом Гернси, которому подчиняется юридически. Гернси, как и другая часть архипелага – Джерси, самоуправляем и полностью не подчиняется Соединенному Королевству.
Типовой случай с островом Мэн в Северном море. Владения именуются коронными землями или бейливиками. Они никогда не были колониями.
В среде трех территорий Сарк уникален. Во-первых, он не подчиняется и Гернси. Здесь свой собственный парламент, который руководит населением в 492 человека и одновременно состоит из этого числа. То же самое есть на острове Олдерни (часть Джерси).
Во-вторых, остров являлся последним феодальным владением в Европе. Глава острова – монарх, именуемый сеньором (или дамой). С 1565 года, когда отсюда сбежали монахи, он свободно распоряжался землей подчиненных и мог сдать ее в аренду без согласия. Евросоюз поднимал вопрос о правах человека, и в 2008 году парламент стали избирать жители. Феодализм остался, как и монархия в Великобритании, конституционным. Причем многие на Сарке этим недовольны.
Мелочи тоже удивят. В-третьих, на Сарке есть необычные правила. Например, ездить по острову нельзя ездить на автомобиле. Только на тракторах. Врачам разрешено использовать электрокары для перевозки пожилых жителей. Шоссейных дорог нет, как и освещения улиц и водопровода. Нужно стерилизовать всех собак (кроме тех, которыми владеет феодал).
В-четвертых, почти все жители острова говорят на французском, а еще на саркском диалекте нормандского языка. По состоянию на 1998 год диалект использовали 20 человек.
В-пятых, на Сарке самая маленькая тюрьма в мире. Для двух человек. За давним отсутствием «клиентов», здание стало достопримечательностью.
Рвение к футболу, как мы знаем, доходит до самых крошечных уголков Британии. Футбол существовал на Сарке с 1950 года, но первобытным образом. В 2001 году, как всегда в пабе и с небольшим алкогольным опьянением, на Сарке решили создать национальную команду.
Хотя зачем она нужна для 500 человек и еще тех, кто живет не по прописке, из кого она станет формироваться? Молодежи мало. Население убывает. Остаются жители в возрасте и потомки первых поселенцев. Дома пустуют.
Все вопросы насчет успешности команды, если они и были, оказались сняты с первых попыток международного опыта.
В 2003-м Сарк принял участие в Островных Играх – своеобразный чемпионат Европы для непризнанных островных сборных. Тогда Игры прошли на Гернси. Сарк умудрился проиграть все четыре матча в группе, пропустив целых 19 мячей от Гибралтара (тогда вне УЕФА) – той сборной, которую мы знаем по обратной стороне медали. 20 от сборной острова Уайт, что в составе Англии. Гренландия покуражилась 16 раз, а Фрёйа из Норвегии 15.
Это самый худший результат за всю историю Игр. Итого ноль очков, ноль забитых голов и 70 пропущенных – у кого такая статистика в мировой практике?
Удивительно, но сборная Сарка продолжает жить. Есть архив всех тренеров Сарка. Их сменилось восемь. Кто они? Как и сами игроки, машинисты, трактористы, фермеры и максимум агрономы и работники сферы услуг. Джин Фиггли заступил на должность в 2016 году.
На Сарке один стадион минимального размера, который отвечает требованиям Футбольной Ассоциации Гернси.
Сарк проводит только товарищеские матчи.
Надо потрудиться, чтобы попасть на матч Сарка – он начинается рано утром из-за рабочего графика большинства игроков. А еще дойти от прибрежной остановки через холм на своих одиннадцати, если только использовать велосипед или зацепить конный экипаж. Здесь и правда мало что изменилось с 16 века.
Сборная живет время от времени и соглашается провести любую встречу у себя дома. Статистика практически отсутствует. Сайта нет, твиттер заглох четыре года назад.
Из соцсетей можно узнать что-то интересное. В товарняках Сарк все-таки одерживает победу с командами с Гернси. В апреле 2012-го со счетом 3:1 обыгран ФК «Пони». В этом же году участь постигла «Викторианну», «Олд Гитс», «Порт Сити», «Рокмаунт».
Один раз Сарку победил со счетом 9:1, а в другой раз 15:0, но двух противников обозначили «Неизвестной командой» (Unknown team). Это вообще как? Даже забыли спросить, как зовут, а то уедет последняя лодка?
Участие в регулярных чемпионатах изначально считалось невозможным как раз из-за транспортных проблем. В Ассоциацию Гернси Сарк не входит уже десять лет, и Гернси особо не хочется возиться с малым соседом.
Например, было отказано в участии в Muratti Vase – кубке, в котором соревнуются три команды от Гернси, Джерси и Олдерни. Так или иначе, Сарк мечтает сразиться хотя бы с соседним островком Герм, у которого тоже есть парламент и футбольный клуб с 2010 года.
Таким образом, в турнирах сборная Сарка больше не играла. Сарк даже не состоит в КОНИФА – федерации, которая собирает тех, кого не признали и даже не признают, наверное, никогда.
В финансовом плане не все так плохо. Спонсор команды – отель. Его доход неплохой, учитывая, что почти все ресурсы острова не сельское хозяйство, а туризм (плюс офшоры). У персонала отеля ФК «Сарк» выиграл 10:0 и заполучил первый трофей, который можно как-то потрогать руками.
В гостях у сборной был сам Мэтт Ле Тиссье. Легендарный игрок «Саутгемптона» – уроженец архипелага. Он полностью содержит клуб ФК «Гернси». Он выступает в системе лиг Англии, как и новый ФК «Джерси Буллс».
В любом случае главное для футбольной сборной – защищать свою родину. А это Сарк делает без оговорок. Даже если хуже некуда – а разве это так важно?
Фото: top10a.ru; H. de Vegt; dontstopliving.net; Twitter/SarkFC
Текст продублирован с нашего блога на Sports.ru (ссылка на текст)
Еще больше футбольного страноведения по всем регионам английской нон-лиги – на нашем Telegram-канале
Новости нон-лиги и Национальной Лиги в частности, обзоры Кубка Англии и многое другое – в нашей группе ВК