Создавая новый проект чаще всего мы сталкиваемся с необходимостью привлечения инвистиционного капитала.
КТО БЫ ЧТО НЕ ГОВОРИЛ! А деньги у людей и собственно инвесторов ЕСТЬ! Дрогой вопрос в том, ЕСТЬ ЛИ ОНИ ДЛЯ ВАС?
Я вас немного разочарую, для того чтобы получить эти самые инвестиции, нужно очень четко представлять себе как вы будете разговаривать с инвесторами и на какие идеи и факты опираться в ходе переговоров.
Приерно в 99 году уже прошлого столетия)) Я стал применять следующий шаблон, который изначально Мне самому , а потом и моим инвесторам позволял понять о чем идет речь!
Отвечая на вопросы и пункты из этого шаблона вы поймете на что сможете претендовать!
Каковы возможности получения прибыли на инвестиционный капитал? Потенциал роста и потребностей? Доля на рынке, которую может занять компания? Квалификация управляющей команды? Потребности в финансировании, условия привлечения капитала и стратегия выхода из проекта?
Краткое описание компании сегодня, продукции, рынков, на которых вы работаете. Краткое описание будущего компании, в рамках стратегии развития инвестиционного проекта? Краткое описание потребности в финансировании, вкл время, структуру капитала, и порядок его использования.
История компании. Лучше по годам, с указанием достижений и комментариями. Прошлые успехи если были лучше подчеркнуть в цифрах.
Продукты и услуги. Описание существующих продуктов и услуг, которые реализует компания, описание маркетинга, систем продвижения и распределения продукции или услуг.
Важнейшие конкурентные преимущества (лучше продуманная схема, внедрение инноваций, потребительские свойства, производительность, цены, условия поставки) Что именно обеспечивает успех на рынке?
Инвестор должен понимать, в чем базовый успех компании в будущем?
Если вы сами создаете услуги или продукты, опишите процесс разработки. (Лучше использовать таблицы, графики и презентации.)
Менеджмент и персонал. (В этом блоке описываем опыт и уровень компетенции ключевых менеджеров, описывается команда)
Краткое описание опыта работы ( в случае создания новой команды, описываем ключевые компетенции для поиска кандидатов в команду, ключевые резюме необходимо внести в приложение к предложению) Описание слабых сторон (недостатков) управляющей команды с указанием того, как эти недостатки будут компенсироваться? Организационная структура компании, иллюстрирующая работу ключевых менеджеров по функционалу и зон ответственности.
Система мотивации и оплаты труда управляющей команды. (При высокой квалификации и достижениях команды стартового состава, инвесторы как правило без труда соглашаются) Так же информация о ключевых сотрудниках - подразделениях предприятия, от которых будет зависеть успех на рынке. Кол-во работников? Условия оплаты труда? Дополнительные возможности по вознаграждениям? Наличие профсоюза? Историю взаимоотношений администрации с работниками? Программу переподготовки и повышения квалификации сотрудников? (Для повышения привлекательности институт советников, Компания создает консультативный орган, в который приглашаются высококвалифицированные и известные люди, обладающие опытом и репутацией, в области бизнеса, маркетинга, менеджмента и финансов). Отрасль, рынок и конкурентоспособность. Отрасль и влияние на состояние конкуренции: Способность поставщиков влиять на условия поставки услуг негативно. Способность покупателей влиять на условия покупки продукции или услуг Возможность возникновения продуктов /услуг «заменителей» Величина (Hi) барьеров входа новых предприятий-конкурентов (агрегаторов/парков) на рынки, где присутствует компания. Общий уровень конкуренции в отрасли.
Влияние групп факторов: Общеэкономические Социальные Технологические Политические Экологические
Определить и четко сформулировать ключевые факторы, определяющие успех. Экономика Идея Ноу-Хау Вау эффект Стратегия Система
Рынок Целевой рынок, сегмент и целевая группа потребителей. Определение групп ( включая покупателей промышленных товаров и услуг, правительственные учреждения, с указанием важнейших характеристик) Описание исторического и предполагаемого роста рынка и направлений Определение географических характеристик ( регионального, национального, международного) с возможностями роста. Описание способов продвижения продукции/услуг, методов стимулирования спроса для целевой аудитории. Описание способов дистрибуции продукции в целевых сегментах. Описание специфических и др характеристик целевых потребителей
Конкурентоспособность. (инвестору важна объективная картина) Кто ваши конкуренты? В чем их сильные и слабые стороны? Что является основой для конкуренции: (ключевые факторы минимальные факторы ценовая политика качество продукта надежность качество обслуживания стиль поведения имидж система продвижения услуг/товаров Потенциальный инвестор хочет разобраться в том, как вы оцениваете свои целевые группы потребителей, описать, как буду реагировать конкуренты на ВАШИ ИНИЦИАТИВЫ??? и как ВАША СТРАТЕГИЯ позволит победить в конкурентной борьбе???
Вопросы для понимания инвестором? Какую долю будет занимать ваша компания на рынке через инвестиционный период. (бизнес-план)? Будут ли созданы/расширены рынки как результат вашей стратегии? Будут ли клиенты вашей компании «получены » в результате роста общей емкости рынка или они будут перехвачены у конкурентов? ( указать у кого) Какова будет реакция на ваш рост/расширение или выход на рынок? Как они ответят на ваши действия? Могут ли наоборот ваши конкуренты захватывать ваши рынки, как результат вашей активности? Какие действия будете ПРЕДПРИНИМАТЬ ВЫ???
Операции. (Описание производственного процесса компании, вкл технологии, и бизнес-процессы, возможности повышения качества оказания услуг и расширения мощностей) Дистрибьюторская система ( реализация товаров/услуг через дистрибьюторов) Процессы патентования и лицензирования Технологические решения и уровень технологий используемых при производстве товаров/услуг Типы используемого оборудования (возможные привлечения оборудованных производств.) Производственные мощности Ключевые поставщики сырья, материалов и комплектующих (поставщики оборудования для оказания услуг, учесть варианты лизинга, аренды, предоставления оборудования в пользование = газовое, машины, реклама, привлечение доп инвестиций таким способом = рекламные панели покупает рекламная фирма мы сдаем им машины в аренду, поднимая ставку заработка Требования к уровню квалификации сотрудников Собственные или арендуемые помещения и участки земли Ключевые преимущества используемых процессов и технологий Технологические ограничения (вкл возможные ограничения по мощности/производительности) и как эти ограничения могут устраняться
(Для бизнеса, связанного с оказанием услуг): Способы предоставления услуг клиентам Требования к подготовке и переподготовке кадров Факторы, ограничивающие возможности оказания услуг
Финансовая история. (Финансовые результаты работы компании в предыдущие периоды, балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчет о денежном потоке. Инвестор оценивает как компания действовала в прошлом, чтобы оценить реалистичность прогнозов по финансовым результатам) Эта информация даст возможность инвестору определить объем финансовых операций компании. Важно дать несколько сценариев и обозначить эластичность проекта.
Стратегический план. Стратегия роста компании. На чем конкретно основаны ожидания роста и развития? В чем ГЛАВНАЯ идея развития в будущем? Планируется ли повышение эффективности работы внедрением новых технологий и оборудования? Внедрение новых систем управления? (Инвестор должен понять какой планируется рост и за счет каких ресурсов и решений?)
Включить следующую информацию: Описание стратегического плана развития компании, портфельная, конкурентная стратегия. Описание конкретных действий для реализации плана Описание ожидаемого эффекта, от этих действий на маркетинг и сбыт, человеческие ресурсы и производственные функции. (общее описание с указанием эффекта по каждой функции. Таблица со специфическими целями для каждой области. И описание как они достигаются, какие ресурсы для этого необходимы).
Факторы риска и стратегия их снижения. Описать риски: Коммерческие (конкурентные) Политические Социальные Природные Криминальные Технологические Информационные Безопасность Ошибочной стратегии Не сохранения темпов развития Не правильных управленческих решений Другие (Инвестор должен понять стратегию и действия по снижению рисков. Демонстрируем реализм и прогноз возникновения новых рисков. Предусмотреть конкретные меры по снижению возможного ущерба, диверсификация )
Прогноз финансового состояния. (Прогноз состояния финансов в будущем. Составляется с учетом успешной или не успешной реализации плана компании. Инвестор будет оценивать ожидаемый доход на вложенный капитал, на основании финансовых проектировках и прогнозах, расчетах и уверенности в том, что компания реализует свой план).
Предоставляемая информация: Полный набор фин прогнозов в отчетах: (прибыли и убытки баланс, отчет о планируемых денежных потоках как минимум на следующие 3-5 лет ) (Два года с шагом один месяц и последующие по годам)
В дополнение к этому важно иметь описание исходных данных и предположений, которые были: Рост объема продаж и доли на рынке Цены на продукцию и услуги Инвестиционные затраты (издержки нач периода, кап вложения и т. п.) Операционные издержки (производственные, маркетинговые, административные) Налоги и сборы Обменные курсы валют и прогноз инфляции Все другие издержки, которые несет в себе предприятие в результате реализации стратегического плана Прогноз финансовых коэффициентов и критериев дисконтирования денежных потоков.
В дополнение должен быть приведен прогноз потребности в капитале. И анализ чувствительности проекта. Данные должны быть максимально реалистичны. УЧЕСТЬ СКЕПТИЦИЗМ ИНВЕСТОРА!
Потребность в финансировании. (осуществляется посредством учета прогноза денежного потока и определением дефицита денежных средств.)
Определение наиболее предпочтительной структуры капитала: Доступность источников финансирования и наличие необходимого обеспечения. Условие привлечения капитала Максимизация доходности акционерного капитала (обеспечение привлекательности для инвестора) Обеспечение платежеспособности, приемлемой для кредитно-финансовых учреждений (соотношение суммарные долговые обязательства/акционерный капитал) Обеспечение гибкости финансирования Обеспечение стратегии выхода для инвесторов
Указать суммарную потребность и как он будет использован: Издержки подготовительного периода Капитальные вложения Оборотные средства
Корпоративное управление. (Основные принципы и правила корпоративного управления, которые будет использовать компания большое значение для инвесторов) Краткое описание органов управления предприятием Правление, совет директоров, наблюдательный совет. Каким образом будут распределяться полномочия между органами управления и ген.директором?
Описать основные механизмы взаимодействия с инвесторами и как будут защищаться их законные права: Механизмы защиты прав меньшинства инвесторов? С какой периодичностью и какими способами акционеры будут информироваться о результатах деятельности компании? Будут ли инвесторы иметь возможность регулярно получать отчет о финансовых результатах по международным стандартам? Каким образом акционеры могут влиять на принимаемые менеджментом и генеральным директором решения? Как будет осуществляться аудит предприятия?
Правительственная поддержка и законодательство. (Действия правительства могут оказывать и позитивный и негативный эффекты на развитие. Важно! Указать, пользуется ли ваш проект поддержкой федерального или регионального правительства)
Предоставляемая информация: Насколько ваш проект вписывается в общую экономическую или инвестиционную стратегию государства Возможные механизмы и меры правительства по поддержке вашего проекта на федеральном или региональном уровне Предполагаемый вклад проекта в экономическое развитие страны (бюджетный, социальный, технологический, экологический и др. эффекты) Особенности Российского законодательства, регулирующего деятельности вашей компании Ограничения конвертируемости рубля, условия ввоза и вывоза капитала
Финансовое предложение. (стоит ли предоставлять оценку стоимости бизнеса потенциальным инвесторам, желательно обсудить с финансовым консультантом)
Включите диапазон оценок инвесторов для отсева тех, которые не разделяют мнение о стоимости бизнеса) . С учетом не завышенных ожиданий от инвестиций.
Сделка должна быть реалистична.Краткое резюме. В виде одного параграфа: краткая характеристика вашего бизнеса высокая квалификация и способности менеджмента качество и конкурентные преимущества продукции и /или услуг
Приложения . Финансовые отчеты План маркетинга Аудиторское заключение Заключение специалистов по оценке имущества Рекламные брошюры компании Детальные (технические) описания продуктов/услуг Резюме ключевых руководителей Важнейшие соглашения и контракты Информацию о производственном процессе Инвестиционный проект Отчет об исследовании рынка Выдержки из важнейших законодательных актов Другие документы