В общественном сознании утвердился миф, что экологические катастрофы появились лишь в XX веке в связи с бурным развитием промышленности, а раньше люди жили в гармонии с природой. Поэтому будет нелишним вспомнить старую историю о том, какой хрупкой может быть природа и сколь разрушительным бывает влияние человека.
Гренландия была открыта викингами, а именно Эриком Рыжим, изгнанным из Исландии за убийство, приблизительно в 984 году. Он дал название острову и позвал других жителей Исландии отправиться туда, говоря, что там много плодородной земли, дичи и рыбы.[1]
Викинги быстро заселили остров и основали два крупных поселения – Восточное и Западное. По разным оценкам исследователей, общая численность жителей Гренландии в период расцвета составляла от трёх до одиннадцати тысяч человек.
Жизнь викингов в Гренландии нельзя было назвать лёгкой, но, несмотря на все трудности, там были построены христианские церкви и даже открыт монастырь. Гренландия активно торговала с Европой, продавая моржовую кость, китовый ус, жир и шкуры тюленей, а также шкуры медведей. Земледелие было невозможно из-за климата, поэтому викинги занимались скотоводством, рыбалкой и охотой. Также известно, что жители совершали плавания в Северную Америку, откуда привозили лес и виноград.
Проблемы начались из-за изменения климата. Похолодание и айсберги сделали плавания в Гренландию слишком опасными. Также начались политические проблемы. Гренландия принадлежала Норвегии, и торговать с ней разрешалось только норвежским купцам. Однако, когда Норвегия ослабла, норвежцам стало не до Гренландии, и с середины XIV века про неё просто забывают в Европе.
В 1712 году по приказу короля Дании и Норвегии в Гренландию послали экспедицию во главе со священником Хансом Эгеде, чтобы восстановить связь и обратить в христианство потомков викингов. Однако ни одного европейца в Гренландии там не нашли.
Что же случилось с викингами?
Современные исследователи склоняются к мысли, что причиной упадка и гибели колонии потомков викингов стала совокупность неблагоприятных факторов: сильное похолодание, резкое падение спроса на местные товары, потеря регулярного сообщения с Европой, конфликт с инуитами, нежелание приспосабливаться к изменившимся условиям и варварское отношение к природным ресурсам.
О последнем и поговорим подробней.
Эрик Рыжий неслучайно назвал ныне холодный и покрытый льдом остров Гренландией. Современные исследования показывают, что её южная часть в то время действительно была зелёной и там даже росли леса.
Однако викингам низкорослые, приспособившиеся к суровым условиям деревья не показались хоть сколько-нибудь ценными. Точно так же, как и в Исландии, викинги быстро расчистили все леса под пастбища, и это оказалось одной из роковых ошибок. Овцы и козы съедали траву и сильно повреждали почву, из-за чего началась её быстрая эрозия. Вскоре викинги столкнулись с тем, что площадь доступных им пастбищ начала сокращаться. [2]
Исчезновение лесов также привело к серьезному дефициту железных инструментов. Не имея доступа к углю и лишившись древесины, викинги больше не могли обрабатывать железо и изготавливать новые орудия труда. Данные раскопок показывают, что имеющиеся железные орудия использовались до последнего. Например, в поселении Корлорток найден нож, лезвие которого сточено почти до самой рукоятки – рядом с ним она выглядит непропорционально огромной [2].
Важной статьей гренландского экспорта была моржовая кость. Исследования найденных в Европе изделий из бивней моржей показывают, что до 90% моржовой кости в Европу до XIV века ввозилось именно из Гренландии. Однако эти же исследования показали, что со временем привозились всё более маленькие бивни и даже бивни самок. Это говорит о том, что популяция доступных для охоты моржей неуклонно сокращалась. Однако с падением цены из-за ввоза в Европу слоновьей кости викинги Гренландии начали добывать ещё больше моржовой кости. Последствия этого были очевидны – стаи моржей мигрировали дальше от викингов и охота на них стала невозможна. Историки не находят свидетельств торговли гренландскими моржовыми бивнями после 1327 года. [3]
Прекращение экспорта моржовой кости, по-видимому, привело к тому, что и без того опасные рейсы в Гренландию стали ещё и невыгодными. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшей изоляции острова.
Точно так же, по мере истребления стай тюленей, викингам приходилось всё дальше и дальше уходить на охоту за ними, пока она не стала невозможной для них.
Лишившись немалой части пастбищ, потеряв леса и возможность изготавливать железные инструменты, истребив в пределах доступности моржей и тюленей и оказавшись в изоляции от Европы, потомки викингов Гренландии оказались лицом к лицу с серьёзными изменениями климата. Зимы становились всё холоднее, плавающие льды закрыли путь к местам обитания моржей и тюленей, а с севера, гонимые похолоданием, пришли инуиты. Всё это и предопределило печальный итог колонии.
Не имея нужного количества дерева, потомки викингов не могли построить корабли и вернуться в Европу.
Археологические раскопки в Гренландии не обходятся порой без странных или, точнее сказать, причудливых находок. В 1950 году датчане раскопали в Ватнахверви развалины длинного дома, состоявшего из коровника и собственно жилого помещения в шесть или семь комнат. При доме были кухня и кладовая, где на полу стояли остатки трёх деревянных бочек. Некогда их использовали для хранения молока. В одной из бочек нашли крохотные косточки почти сотни мышей – факт весьма примечательный, поскольку до этого никто и не подозревал о существовании мышей в гренландской колонии. Видимо, они забрались в бочку, когда хозяева покинули ферму, съели остатки пищи, но не смогли выбраться наружу и погибли. Неподалеку, на другой большой ферме в Ватнахверви, были найдены в проходе дома человеческие кости, в том числе и плохо сохранившийся череп. Антропологические исследования помогли установить, что кости эти принадлежали европейцу, и, скорее всего, норманну. Видимо, он был последним обитателем фермы и поэтому остался непогребённым.[4]
Гвин Джонс в книге «Норманны. Покорители Северной Атлантики» пишет:
«Трудно сказать, насколько мы можем доверять истории Йона Гренландца, который утверждал, что около 1540 года он заплыл на своем корабле в глубокий фьорд неподалеку от мыса Фарвель. Когда он плыл из Гамбурга в Исландию, то сбился с курса. Как на самом острове, так и на прилегающих к нему островках Йон и его товарищи видели человеческие жилища. На одном из таких островков они обнаружили многочисленные навесы, сараи и каменные здания для сушки рыбы. Здесь же они нашли “мёртвого человека, лежащего на земле лицом вниз”. На голове у него был капюшон, а одежда была изготовлена из грубой шерстяной ткани и тюленьих шкур. Возле него лежал нож – сильно погнутый и изношенный. Этот нож они взяли с собой “на память”. Йон был прозван Гренландцем, поскольку его корабль относило к берегам этой страны по меньшей мере три раза. Здесь ли, в другом ли месте Гренландии – но где-то он лежал мёртвым, последний норманнский поселенец, и железный век на острове также отошёл в прошлое.
Когда в 1586 году англичанин Джон Дэвис благополучно миновал безжизненную пустошь юго-восточного побережья Гренландии и с облегчением добрался до "равнинной местности, с землей и травой" в районе западных фьордов, он не нашел там ни европейцев, ни каких-либо следов их пребывания: "не видно ничего, кроме воронов и малых пташек, таких, как жаворонки и коноплянки". Это были фьорды, относившиеся некогда к Западному поселению, но и на месте Восточного поселения было то же самое. Земля, вода и всё, что было на острове, принадлежало теперь стойким и неунывающим эскимосам. Истории норманнской Гренландии пришел конец». [4]
Ну а нам следует помнить о том, что пренебрежительное отношение к природным ресурсам не заканчивается ничем хорошим. А ещё о том, что с острова Земля нам, как древним потомкам викингов в Гренландии, бежать некуда, да и помощи тоже ждать неоткуда.
1.«Норманны. Покорители Северной Атлантики», глава «Сказание об Эрике Рыжем» – Гвин Джонс. Издательство «Центрполиграф», 2003 г.
2.«Коллапс», глава «Крах гренландской колонии» – Джаред Даймонд. Издательство «АСТ», 2010 г.
3. https://ria.ru/20200204/1564210113.html Дата обращения: 13.02.2020.
4.«Норманны. Покорители Северной Атлантики», глава «Гренландия» – Гвин Джонс. Издательство «Центрполиграф», 2003 г.
Текст: Андрей Гудков.
Редактор: Вера Круз.