Образ леопарда появляется уже в неолитических культурах Малой Азии и Северной Африки, где леопард (обычно их два) выступает как знак женского божества плодородия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности во время ритуального танца. Пантеры - это те же леопарды, но с темной шкурой.
Символ леопарда, пантеры или барса как священного животного использовался также в средневековом эпосе и литературе многих народов мира.
В фарфоре очень выгодно смотрятся кошачьи хищники, обладающие пластичными текучими формами. Образы хищников в том, числе пантер и леопардов очень нравились нашим скульпторам-анималистам. Воробьев Б.Я, Ватагин В.А., Кучкина Т.С. и Ризнич И.И. в разное время создавали образы диких и домашних кошек.
Несколько скульптур выполнил и П.П. Веселов. «Леопард» 1969 года - одна из лучших работ скульптора в фарфоре. Это довольно крупная скульптура, рассчитанная на круговой обход. При профильном положении головы ярче всего проявляется динамика. В целом леопард предстает не как грозный хищник, а скорее, как домашняя кошка, играющая с хвостом. К сожалению, впечатление портит сильно упрощенная роспись.
У Павла Веселова довольно много звериных малышей, и в каждом конкретном случае найден индивидуальный эмоциональный настрой. Достаточно интересно выполнена композиция 1971 года "Леопард малый", стилистику этой фигуры Веселов повторит 1986 году при создании фигурки тигренка.
Одним из излюбленных образов Б.Я. Воробьева - образ Черной пантеры. Этот образ скульптору навеяли иллюстрации к произведению Р. Киплинга "Маугли" одного из основоположников советской анималистики В.А. Ватагина
Воробьев несколько раз обращался к образу этого грациозного животного. В коллекции "Фарфоровый заповедник" есть скульптура "Пантера" выполненная автором в 1956 гг. и расписанная И.И. Ризниче.
Нужно отметить, что когда в 1990-е гг. Ломоносовский фарфоровый завод проводил в Ленинградском зоопарке выставку фарфоровой анималистики эта работа пользовалась неизменным вниманием и было принято решение о повторном запуске этой модели в производство. Правда роспись фигуры была выполнена не кобальтом, как это было сделано раньше, а черным пигментом.
Образ этого животного пользуется постоянным интересом у скульпторов на разных фарфоровых производствах вот некоторые из коллекции "Фарфоровый заповедник":
Эту работу я встречал только два раза. В запасниках Национального музея Республики Татарстан и когда покупал ее для своей коллекции.
и крайняя работа передающая образ леопарда (черной пантеры) из коллекции "Фарфоровый заповедник"
Дорогие друзья и коллеги, если вы дочитали и досмотрели наши сокровища из "Фарфорового заповедника" поставьте нам лайк и расскажите своим друзьям до скорой встречи!