Главная на сегодняшний день новость по данной теме - опубликованный 13 февраля 2020 года на официальном сайте Президента России Перечень поручений по вопросам санитарной охраны источников водоснабжения. Этот документ содержит 8 поручений, 5 из которых адресованы Правительству РФ и направлены на принятие действенных мер по охране источников водоснабжения на всей территории России, а ещё 3 пункта касаются в первую очередь Москвы и Московской области.
Это хорошая новость и в конце статьи мы постараемся объяснить простым и понятным языком суть мер, предложенных главой государства, но прежде стоит сказать несколько слов о существе вопроса и истории его возникновения.
Часть 1: суть и история вопроса
Бережное отношение к водным объектам вообще и охрана источников питьевого водоснабжения в частности - это важнейшие условия для обеспечения благоприятных условий жизни и деятельности людей. Вода - это источник Жизни, от качества воды и её доступности каждому человеку зависит очень многое, но в первую очередь - здоровье.
На очистку и дезинфекцию воды, поступающей в системы бытового водоснабжения городов тратятся огромные средства. Так только в Москве годовой бюджет городской целевой программы "Чистая вода" на 2011 год составлял более 8 миллиардов рублей. В целом же по России на реализацию Федерального проекта "Чистая вода" в период с 2018 по 2024 годы запланированы расходы в размере 245 миллиардов рублей, что в пересчёте составляет почти 41 миллиард рублей в год!
Однако даже эти внушительные цифры не позволяют оценить реальный масштаб проблемы. Сейчас повсеместно продаётся (и пользуется спросом) бутилированная питьевая вода и бытовые фильтры для очистки воды от вредных примесей, что связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды в большинстве городов России и даже во многих сельских населённых местах, жители которых пользуются собственными скважинами и колодцами.
Колоссальные затраты на очистку воды связаны в значительной степени с загрязнением поверхностных водоёмов и водотоков, которое происходит вследствие неразумной хозяйственной деятельности и разрушения прибрежных экосистем, выполняющих водозащитную функцию.
Ухудшение качества грунтовых вод также связано с ростом антропогенной нагрузки на экосистемы - использованием бытовых и промышленных химикатов, накоплением отходов производства и потребления (это вообще отдельная тема) и в значительной степени - с нарушением норм охраны водных объектов и сокращением площади природных экосистем на территории крупных агломераций.
Москва и Московская область в этом отношении являются одними из наиболее проблемных регионов, что связано как с плотностью населения, так и с хищническим характером градостроительной деятельности. Переоценённость объектов недвижимости в московском регионе привела к запредельно высокой (в краткосрочной перспективе и только для застройщика) инвестиционной привлекательности и сверхприбылям в строительной сфере. Сверхприбыль, в свою очередь, вызывает у "девелоперов" желание застраивать каждый клочок земли, а если он расположен "у воды" - тем более.
Следует отметить, что высокая инвестиционная привлекательность жилья в Москве и Московской области касается только застройщиков, да и то - в краткосрочной перспективе. Дело в том, что критическая перенаселённость региона в совокупности с пренебрежительным отношением к охране и развитию системы озеленённых и природных территорий негативно сказывается не только на качестве жизни, но и, как следствие, на рыночной стоимости уже существующих объектов недвижимости. Реально московская и подмосковная недвижимость давно уже не является надёжным вложением средств (но это тема для отдельной публикации).
Проблема качества питьевой воды появилась не вчера и даже не 20...30 лет назад. Для профессионалов возникновение такой проблемы было очевидно давно. Ещё в середине XX века при градостроительном проектировании большое внимание уделялось сохранению значительных по величине природных территорий в городах и вокруг них.
Так по советским градостроительным нормативам лесопарковый защитный пояс Москвы включал в себя территории общей площадью порядка 170 тыс. га, причём около половины этой территории было занято лесами. Однако в 1990-е годы начался процесс интенсивной застройки территорий лесопаркового защитного пояса. С тех пор в результате "рыночного регулирования" градостроительной деятельности значительная часть этих жизненно важных насаждений была утрачена.
Площади, занимаемые насаждениями зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы не столь велики, однако и эти территории привлекают внимание строительных концернов (и ангажированных ими чиновников).
Величина и режимы использования этих зон были установлены нормативными актами РСФСР 1940-1974 годов, однако совсем недавно, а именно 17 декабря 2019 года мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Московской области Андреем Воробьёвым подписано совместное постановление 1705-ПП/970/44, которое прекращает действие этих нормативов, оставляя в силе лишь зоны, утверждённые региональными исполкомами Москвы и Московской области в 1980 году. Фактически это означает ликвидацию режима охраны на большей части стратегически значимых территорий.
Часть 2: суть поручений Путина
В свете того, что было сказано выше, вновь опубликованные поручения В.В. Путина федеральному правительству и региональным чиновникам имеют колоссальное значение.
И вот в чём их суть:
1. На федеральном уровне Правительству поручено разработать комплекс мер, обеспечивающий:
- Усиление правового режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе в части, касающейся ограничения использования земельных участков в границах этих зон для жилищного строительства, строительства промышленных и торговых объектов, объектов сельскохозяйственного назначения.
- Унификацию норм, регулирующих земельные, водные и иные отношения, возникающие при санитарной охране источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Фактически, речь идёт об устранении правовых коллизий - расхождений в требованиях нескольких нормативных документов по одному и тому же вопросу, вызывающих неоднозначность их трактовки и создающих условия для ситуативного лоббирования интересов (застройщика, например).
- Учёт при установлении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения размещаемых в этих зонах систем водоснабжения, водозаборных и иных сооружений, а также водосборных площадей водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
- Дифференциацию правового режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поясов (подзон) этих зон с учётом географических, экономических, экологических и других факторов.
Эти два пункта означают разработку научно обоснованного методического регламента по проектированию зон санитарной охраны, включающего учёт перечисленных факторов. Сам по себе перечень факторов вполне очевиден, но не закреплён существующей нормативной базой.
- Определение сроков и этапов установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Дабы не "размывать" процесс применения режимов санитарной охраны на абстрактно-неопределённые сроки.
2. На уровне московского региона (в кратком переложении):
- Правительствам Москвы и Московской области совместно и при участии Российской академии наук (РАН) разработать комплекс предложений по установлению зон санитарной охраны источников водоснабжения в этих регионах с учётом специфики местности.
- До утверждения новых зон санитарной охраны вернуться к применению нормативно-правовых актов РСФСР (тех, что были отменены постановлением Собянина-Воробьёва от 17.12.2019)
Последний пункт, адресованный Правительствам Москвы и Московской области заслуживает того, чтобы процитировать его полностью:
Рекомендовать Правительству Москвы и Правительству Московской области принять меры по приостановлению строительства новых объектов капитального строительства, включая линейные объекты, в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы, установление которых предусмотрено нормативными правовыми актами органов государственной власти РСФСР, до установления новых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы и Московской области.
Доклад – до 15 марта 2020 г., далее – ежеквартально.
Ответственные: Собянин С.С., Воробьёв А.Ю.
Промежуточный итог:
Опубликованный перечень поручений имеет стратегическое значение и направлен на обеспечение экологической безопасности России. Целесообразность некоторых из перечисленных мер назревала давно, но последней каплей, очевидно, стало постановление об отмене экологических норм советского времени на территории московского региона, которое могло привести к катастрофическим последствиям уже в обозримой перспективе.
В свою очередь шансы на успешную реализацию этого стратегического решения появились лишь недавно в результате изменений политической конъюнктуры внутри России.
Почему итог промежуточный? Потому, что эти поручения ещё предстоит реализовать на всех уровнях государственного управления и, что не менее важно - довести до применения в практической деятельности на местах. Результат всех этих действий зависит от большого числа людей, в том числе и от рядовых граждан.
Читайте документы в первоисточнике, стремитесь к пониманию реальных процессов управления и помните: ВОЗМОЖНО ВСЁ, но какие из возможностей будут реализованы - зависит в том числе и от нас с вами!
Канал Экология Жизни желает всем нам - жителям России и планеты Земля только самых добрых свершений!
Подписывайтесь на наш канал, ставьте "большой палец вверх" и делитесь с друзьями, а мы постараемся держать Вас в курсе дальнейших новостей по экологической тематике.