Найти тему
Aboutcars

Возрождение легендарного автобуса Karosa T 500 HB.

Источник  фотографии:  www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy
Источник фотографии: www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy

Спустя шесть продолжительных лет, в течении которых проходила реконструкция, был презентован в Добржиче в Среднечешском крае совершенно новый уникальный прототип автобуса Tatra 500 HB, но в версии 138. В чем же здесь уникальность? Да потому что этот автобус появился в то время когда все автобусы, которые были предназначены для езды в горах, отправлялись на свалку. И он был разработан сотрудниками Tatra ,во времена, когда было преимущество у автобусов Škoda.

В конце 1940-х годов дизайнеры Karosa Vysoké Mýto (до 1948 года кузовной цех Sodomka) и Tatra Kopřivnice работали над совместным проектом специального горного автобуса. Затем министерство транспорта поручило разработать и изготовить автобус для обеспечения безопасности на горных дорогах, т.е. на узких дорогах со значительными перепадами высот, недостаточно, нужно было принять во внимание, что поверхность может быть забита грязью или снегом. Сначала была Tatra 500 , позже переименовали в Karosa T 500 HB , горный автобус.

Источник  фотографии:  www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy
Источник фотографии: www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy

Новый автобус характеризовался самонесущим кузовом. Он первым получил его из отечественных автобусов массового производства. В центральной секции под полом пассажирского салона находилось большое багажное отделение, доступное с обеих сторон по всей ширине автобуса. Таким образом, автомобиль обходился без большого сада на крыше, который часто можно увидеть в туристических автобусах Škoda 706 RO.

Водительские и эксплуатационные испытания первого прототипа Tatra 500 начались в начале 1950 года. Серийное производство автобусов, уже под обозначением типа Karosa T 500 HB, проходило с 1954 по 1957 год. В общей сложности 521 и все служили у отечественных операторов, чаще всего в CSAD.

В газетных статьях местной чешской прессы в то время все журналисты писали только о новых горных автобусах, не жалея похвал. Но вскоре стало очевидно, что эти революционные машины не оправдали ожиданий. Во-первых, они страдали от более высокой частоты отказов, чем классическая Skoda 706 RO, и их управление в сложных условиях часто было проблематичным из-за легкой передней части и пары ведущих мостов сзади.

В первой половине шестидесятых годов они начали постепенно сокращаться из общественного транспорта. И после этого автобусы Karosa T 500 HB стали использовать как корпоративные туристические автобусы.

Источник  фотографии:  www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy
Источник фотографии: www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy

Рождение уникальной легенды.

В далёком 1964 году инженеры из Татры взяли за основу кузов Karosa 500 HB, шасси и двигатель от новой Tatra 138 и принялись за работу. Самонесущий кузов , нижняя решетка которого легла в основу автобуса, был для того времени прорывом, потому что до этого тела этой конструкции не производились в Чехословакии. К решетке кузова были прикреплены качающиеся полуоси Tatra concept , ручки, рулевое управление и вилка с восьмицилиндровым воздушным охлаждением, расположенные сзади. После испытаний двух опытных образцов в горных условиях в 1954 году. Когда один из прототипов имел задние качающиеся полуоси Tatra, а другие - фиксированные мосты Praga, но было решено отказаться от варианта с полуосями и производить автобусы с классическими фиксированными осями.

Источник  фотографии:  www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy
Источник фотографии: www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy

Кузов имел только одну двойную дверь, расположенную перед передней осью. Пассажирские места были в расположении 2 + 2 со средним проходом. Согласно первоначальным требованиям, для расширения общественного автобусного транспорта во все районы республики предполагалось перевозить до шестидесяти пассажиров. Предполагалось, что машина будет меньше по размеру, будет отличным набором высоты и хорошими ходовыми качествами для плохих послевоенных дорог. Иосиф Содомка-младший участвовал в оформлении оригинального кузова .

Источник  фотографии:  www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy
Источник фотографии: www.idnes.cz/auto/historie/autobus-tatra-500-hb-138-veteran-renovace.A191111_172041_auto_ojetiny_fdv/foto/nahledy

Воздух во внутреннее пространство направлялся из закрываемого всасывающего устройства над ветровыми стеклами через каналы над боковыми окнами. Воздух, выходящий изнутри, проходил через более 40 000 небольших отверстий в потолке в пространство с двойным потолком, а оттуда через две створки в потолке.

Производство и операции

Первый прототип 500 HB был создан на рубеже 1949 и 1950 годов , и дизайнеры обеих компаний приняли участие в разработке. Шасси было с качающимися полуосями. К 1954 году было выпущено еще три прототипа (некоторые с фиксированными осями). Серийное производство осуществлялось между 1954 и 1957 годами, всего было выпущено 521 автобус. Статья взята из https://cs.wikipedia.org/wiki/Tatra_500_HB

По словам очевидцев, в конце шестидесятых он путешествовал по всей Европе, прибывая своим ходом в Москву, а также во Францию ​​или на пляжи Адриатического моря.

Воскрешение по прототипу

Поклонник Tatra 111 и владелец музея этой машины в Добржиче в Среднечешском крае, Милан Горка, приобрёл Tatra 500 HB 13 лет назад, и последние шесть лет он усердно работал над его ремонтом. Он использовал ту же технологию, что и дизайнеры из Копрживнице полвека назад. Он взял шасси от Tatra 138, установил мотор назад, улучшил систему впуска воздуха, использовал задние поворотные полуоси с легким креплением колес.

Уникальный автобус Tatra станет частью музея Tatry 111 в Добржиче в следующем сезоне. И не секрет, что Милан Горка готовится весной отправиться в Высокие Татры.

Мне было бы интересно узнать вашу точку зрения в комментариях.
Подписывайтесь на канал.