На днях снова пересматривал фильм, который произвёл на меня большое впечатление ещё в юности -"Последнее искушение Христа" Скорсезе. Вспоминая те времена, когда смотреть это всё приходилось по подвалам в переполненных видеосалонах, отметил, что сейчас этот фильм, в котором отразился не сам Христос, а, скорее, человеческие раздумья о том, каким Он был, воспринимался мной совсем иначе.
Во-первых, как не парадоксально, я чётко понял: Христос в этом фильме изображён таким, каким Он в принципе быть не мог - галлюцинирующим шизофреником с эмоционально-волевой неустойчивостью. Такой человек по определению не может быть последовательным, такой бы не стал представлять такой угрозы для властей, за ним бы не пошли толпы последователей, и даже тридцать серебренников за него никто бы не дал.
Но самое главное, за что стоит посмотреть этот фильм - это прекрасное изображение одного из самых хитрых искушений, искушения простым человеческим счастьем, "чтобы всё было как у людей". Ко мне приходит немало людей, у которых в возрасте 25-40 лет на фоне полного жизненного и психиатрического благополучия до того начинаются тревоги, депресии, панические атаки, алкоголизм и даже психозы. Они всегда были хорошими мальчиками и девочками, хорошо учились, построили семьи, научились зарабатывать на жизнь. И тут такое! С чего бы это?
Они не учли, что жизнь начинает предъявлять новые требования. В этом возрасте надо не просто учиться быть "как все", надо выковывать свою уникальность, неповторимость, надо находить ответ на проклятый вопрос: "А что этот мир потеряет, если в нём не будет меня?" А это страшно - идти нехожеными тропами. Да и мама с папой часто не велят. И проклятый конфликт между желанием быть как все и необходимостью идти своим путём, нередко непонятным и чуждым для других, рвёт людей напополам.
В фильме висящему на кресте Иисусу является Сатана в виде доброго ангела, и предлагает ему сойти с креста и просто пойти путём обычного человека. Сначала всё хорошо: семья, другая семья, дети, спокойная работа... Но вот приходит смерть, и перед её лицом бессмысленность "обычного" пути становится очевидной. И Иисус, такой, каким его рисует Скорсезе, вымаливает у Бога-Отца разрешение всё же пойти СВОИМ путём. Прийдя в себя на кресте, он с облегчением и радостью понимает: всё это была лишь предсмертная галлюцинация. Он сумел-таки пройти своё испытание.
Христианство право: нам в этом мире не миновать нашего креста, не выйдет жить и не страдать. Мы можем пойти трудным путём героя и сами взойти на крест, или мы можем отказаться от этого, и нас распнут как разбойников страдания от болезней, неизбежно появляющиеся от бессмысленности жизни. И каждому из нас предстоит сделать свой выбор.