Найти тему
Wounderkids

Адаптация ребенка к школе

Оглавление

Школа является одним из основных институтов социализации для ребенка. Адаптация ребенка к школе толкает его делать первый шаг к самостоятельной жизни, к принятию ответственности за свои поступки и к самостоятельному общению со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок больше привязан к семье, практически не имеет ответственности за что-либо и имеет ограниченную самостоятельность. С началом школьной жизни все меняется.

Особенности школьной адаптации

Период поступления в школу и обучения в первом классе, является сильным стрессовым фактором, как для ребенка, так и для родителей. От успеха или неудачи в адаптации ребенка к школе, зависят его психологическое и даже физическое благополучие, успеваемость по школьной программе, самооценка, мировоззрение, и др.

В дошкольном возрасте с детьми работают, в основном, в игровой форме. Поэтому, адаптация ребенка к школе в начальном периоде школьной жизни, ребенку приходится переучиваться. С первого класса у ребенка начинает развиваться чувство времени, ответственность, и, в соответствии с успехом описанного, формируется самооценка. Самооценка, формирующаяся глазами «значимых взрослых», в первом классе заменяется мнением сверстников и учителей.

В шестилетнем возрасте, ребенок впервые начинает примерять на себя социальные роли, такие как роли сына или дочери, школьника, друга, и пр. Для первоклассника становится необходимым иметь определенный социальный статус, уважение и дружбу. Игра становится второстепенной, для ребенка становится важной учебная деятельность, которая позволяет укрепить свою социальную роль ученика. Развивается желание стать независимым и преуспевающим, появляется конкуренция.

При легком усвоении учебного материала и положительной реакции сверстников и учителей, адаптация ребенка проходит спокойно и успешно, и он становится готовым к дальнейшей учебной деятельности. При неудаче, у ребенка развиваются комплексы, успеваемость в школьной программе страдает, общение со сверстниками не налаживается.

-2

Роль родителей в адаптации ребенка к школе

Понимая кризисный возраст ребенка, родители могут помочь ему. Со стороны родителей важна организация дневного графика ребенка, поскольку ребенок еще не готов правильно планировать свой день. Родителям стоит чередовать мозговую деятельность ребенка с прогулками, играми, активностью в целом. Для младшего школьника важно наличие отдельного, спокойного и удобного места для занятий, хорошего освещения и всех необходимых школьных принадлежностей.

Для успешной адаптации, необходимо дать ребенку разумную самостоятельность, не давить на него, не сравнивать с другими детьми. Не стоит упрекать ребенка в маленьких неудачах, не стоит вмешиваться в его учебную деятельность, если ребенок сам не попросил об этом.

В случае благоприятной домашней обстановки, с небольшой поддержкой родителей, ребенок, с наибольшей вероятностью, будет иметь успех в адаптации к школе.

В обратном случае, если в семье присутствуют конфликты, или родители относятся к учебной деятельности с трепетом или пренебрежением, у ребенка может сформироваться заниженная самооценка, что приведет к дезадаптации.