Найти в Дзене

"Большая пятерка" фарфорового сафари: носорог

Несмотря на то что современные носороги обитают только в Африке и в Азии, их образ овеян ореолом легенд. Окружили их этим ореолом европейцы. А вот обитатели тропических континентов загадочным молчанием обходят этих неуклюжих гигантов, их образы редки и в народном фольклоре, и в искусстве. Другое дело - Европа. Внешний облик носорога настолько не вписывался в проникнутые духом Возрождения представления о красоте форм природы, что он долгое время именовался не иначе как "чудовищем" или "монстром", удивляющим и страшащим безобразием своих черт. Monstrum monstruosum - чудовище из чудовищ - в XVI веке стал новым образом европейской культуры. Будучи живописцем и графиком Альбрехт Дюрер, как крупный мастер эпохи Возрождения, интересовался самыми разными областями знания. Когда в Лиссабон привезли в подарок губернатору Португальской Индии от восточного султана носорогов, друг Дюрера, издатель и торговец Валентин Фернандес, прислал ему письмо с описанием и наброском животного. На основе этих с
Открытка "Носорог", авт. В.А. Ватагин - М.: Государственное издательство, 1950-е, Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Открытка "Носорог", авт. В.А. Ватагин - М.: Государственное издательство, 1950-е, Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Несмотря на то что современные носороги обитают только в Африке и в Азии, их образ овеян ореолом легенд. Окружили их этим ореолом европейцы. А вот обитатели тропических континентов загадочным молчанием обходят этих неуклюжих гигантов, их образы редки и в народном фольклоре, и в искусстве. Другое дело - Европа. Внешний облик носорога настолько не вписывался в проникнутые духом Возрождения представления о красоте форм природы, что он долгое время именовался не иначе как "чудовищем" или "монстром", удивляющим и страшащим безобразием своих черт. Monstrum monstruosum - чудовище из чудовищ - в XVI веке стал новым образом европейской культуры.

Открытка "Носорог", авт. Альбрехт Дюрер, 1515, гравюра на дереве - Лондон, издание Британского музея, 2010. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Открытка "Носорог", авт. Альбрехт Дюрер, 1515, гравюра на дереве - Лондон, издание Британского музея, 2010. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Будучи живописцем и графиком Альбрехт Дюрер, как крупный мастер эпохи Возрождения, интересовался самыми разными областями знания. Когда в Лиссабон привезли в подарок губернатору Португальской Индии от восточного султана носорогов, друг Дюрера, издатель и торговец Валентин Фернандес, прислал ему письмо с описанием и наброском животного. На основе этих сведений художник, заинтересовавшись странным существом, сделал два рисунка, с одного из которых выполнил гравюру

Открытка "Носорог", авт. А.Дюрер, 1515. - Нюрнберг, Музей Альбрехта Дюрера, 1996 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Открытка "Носорог", авт. А.Дюрер, 1515. - Нюрнберг, Музей Альбрехта Дюрера, 1996 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Рисунок А.Дюрера хоть и имеет ряд вполне объяснимых неточностей, вроде лат на теле или гребня с рогом на спине у диковинного зверя, в целом изображал его верно. Дюрером как художником эпохи Ренессанса двигало желание почувствовать связь с античностью, ведь носорог был животным, которое в последний раз видели в Европе еще при древних римлянах. О носорогах в те достопамятные времена было известно совсем немного. Например: что носороги живут в вечной вражде со слонами (и побеждают, вспарывая слону брюхо), могут ходить по морскому дну (поэтому, живут и в Африке, и в Индии) и, кроме того, все они - самцы, а как появляются на свет, неизвестно никому. Можно еще упомянуть об удивительных свойствах носорожьего рога: если из него изготовить посуду, то отравленное вино в ней вскипает, а употребление перетертого рога избавляет от многих болезней и восстанавливает жизненные силы. Этого немногого оказалось достаточно, чтобы многие европейцы пожелали увидеть его собственными глазами, когда первый носорог появился в Европе.

Открытка "Носорог в Венеции", 1751 г., авт. Пьетро Лонге. - Лондон: издание Национальной галереи, 1997 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Открытка "Носорог в Венеции", 1751 г., авт. Пьетро Лонге. - Лондон: издание Национальной галереи, 1997 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Перед нами балаган, временная деревянная конструкция, в которой некогда давали театральные представления. Здесь, словно в античном цирке, Пьетро Лонги, венецианский живописец, запечатлевает эпизод из повседневной жизни Венеции: прибытие на карнавал 1751 г. самки носорога по имени Клара, привезенной из восточной Индии в Голландию и превращенной неким капитаном Ван дер Меером в аттракцион, с которым он объездил пол-Европы между 1741 и 1758 г. Клара стала так знаменита, что там, куда ее привозили, ее изображение с весьма впечатляющим рогом тут же появлялось на эстампах, картинах или медалях. Правда, на этой картине Лонги рога у Клары уже нет: возможно, он был спилен в целях безопасности или отвалился из-за преждевременного старения, вызванного тяготами «турне», которое привело Клару к ранней смерти.

Подражая эпохе Ренессанса российский скульптор Евгений Брынцев (Ессентуки) создает из фарфора "Носорога" напоминающего гравюру Альбрехта Дюрера. Нужно отметить, что немногих авторов воодушевляет образ этого животного.

Носорог, авт. Е.М. Брынцев, Мастерская Евгения Брынцева, 1997 г., Ессентуки, Ставропольский край. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Носорог, авт. Е.М. Брынцев, Мастерская Евгения Брынцева, 1997 г., Ессентуки, Ставропольский край. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

Знакомство с работами европейских скульпторов-фарфористов показал небольшое количество выполненных работ. Среди отечественных мастеров анималистического фарфора особое место занимает Иван Иванович Ризнич, один из выдающихся современных художников-анималистов. Будучи по призванию живописцем, он одновременно работает очень профессионально и в скульптуре. Его работы неоднократно получали призовые места на международных выставках. В 1927 году он принял участие в  III Международной выставке художественной промышленности декоративных искусств в Монца-Милане, где был награжден почетным дипломом. В 1937 году был награжден почетным дипломом на Международной выставке "Искусство и техника в современной жизни" в Париже. Произведения И.И.Ризнича находятся в ГЭ, ГРМ, ГМК "Кусково", ВМДПНИ, Елагиноостровском дворце-музее. В 1990 году он создал скульптуру "Носорог", которая до сих пор производится на Императорском фарфоровом заводе, Санкт-Петербург.

Носорог, авт. И.И. Ризнич, Ломоносовский фарфоровый завод, 1990 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"
Носорог, авт. И.И. Ризнич, Ломоносовский фарфоровый завод, 1990 г. Фото из архива коллекции "Фарфоровый заповедник"

К сожалению в настоящее время в коллекции "Фарфоровый заповедник" имеется только две показанные выше фарфоровые скульптуры "Носорог" и несколько десятков открыток с изображением анималистической графики и живописи данной тематики.

Если вам дорогие любители анималистики понравилась эта статья и вы дочитали ее до конца, поддержите нас и поставьте лайк, а также покажите нашу статью своим друзьям.