Найти тему

Кого помнят стены Пятигорской Ресторации?

«До сих пор я не делал здесь глупостей. Это будет первый город, из которого я не увезу раскаяния», — писал в дневнике Лев Толстой 8 октября 1853 года, выезжая из Пятигорска к месту службы. Тогда будущему классику только-только исполнилось 25 лет, которые он пышно отметил в пятигорской ресторации — старейшем общественном заведении Пятигорска и первом капитальном здании на Кавминводах.
В то время в номерах ресторации останавливалась вся приезжавшая на лечение аристократия, в нижней зале давались роскошные балы, а за столом для игры в винт проигрывались целые имения.
Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, тут проходили так называемые «благородные собрания» — балы с танцами и музыкой. С мужчин за вход брали по 50 копеек серебром — на свечи и зарплату музыкантам, однако с годами цена «входного билета» выросла до 2 рублей. За конфеты и прочее угощение брали по назначенной таксе.
Именно в этой зале вальсировали Печорин и княжна Мери из лермонтовского романа «Герой нашего времени».
Пятигорская ресторация помнит многих именитых постояльцев. В ней бывали известные генералы — Иван Паскевич и Георгий Эммануэль.
В 1829 году останавливался персидский принц Хозрев-Мирза, когда вез в Петербург алмаз «Шах» — в качестве извинения за резню в русском посольстве в Тегеране и убийство посла Александра Грибоедова. Сейчас этот камень находится в Москве в Алмазном фонде. Были здесь и главные классики золотого века русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Толстой.
Пушкин бывал на водах дважды. Первый раз, в 1820 году, он приехал сюда на лечение. Но тогда ресторации здесь еще не было. Через девять лет он снова проезжал Пятигорск по пути на турецкий фронт. Поэта поразили произошедшие перемены: «Нынче выстроены великолепные ванны и дома… Бульвар, обсаженный липками, проведен по склону Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость…»
Лев Николаевич тоже был здесь два раза — по назначению врачей. И оба раза лечение пошло ему на пользу. После первой его поездки в Пятигорск вышла повесть «Детство». А в день своего двадцатипятилетия 28 августа (9 сентября) 1853 года он начал работу над следующей знаковой вещью — повестью «Казаки». Также за несколько дней был закончен рассказ «Записки маркера». Толстой и сам был доволен, в его дневнике появилась запись: «Молодец я, работал славно. Кончил».
Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/istoriya/dom-s-istoriei-pervyi-restoran-na-kavminvodakh