И сейчас ещё у розеточных авто полно хейтеров. Аргументов масса: от запаса хода и инфраструктуры, до меньшей экологичности всего производственного цикла "электричек" в целом. Но, помимо отсутствия выхлопа, у "электричек" ещё масса преимуществ) Расскажу о некоторых из них...
1. Высокая тяга!
Сердце "электрички" - электромотор. Характер его работы не похож на характер ДВС. Скорее, он ближе к паровой машине... вот только в десятки раз эффективнее, меньше, проще, и легче. Особенно хорош своим "поведением" синхронный двигатель постоянного тока, но из-за проблем со щёточным узлом(решаемых, впрочем), почти везде используются асинхронные моторы, которые тоже очень неплохи. Электромобилю не нужна коробка передач. Максимальный момент он выдаёт с нуля оборотов! Отсутствие коробки(а в заднеприводных авто - и кардана, и редуктора) снижает потери мощности. Кроме того, нет провалов при переключениях. Наконец, электромотор с парой приводов к колёсам гораздо легче силового агрегата из ДВС, коробки, а иногда - и раздатки, с приводами и редукторами. Всё это означает: если на одно и то же авто, даже одинакового веса(за счёт тяжёлой батареи), установить вместо ДВС электромотор той же самой мощности - он будет разгоняться быстрее и плавнее. А шанс заглохнуть при трогании, или езде "внатяг" равен нулю. Трудно найти тех, кому это не понравится)
2. Свободная компоновка.
У автомобиля с ДВС совсем немного комбинаций расположения силового агрегата: основных всего две - поперечно или продольно спереди, прочие варианты - сегодня редкая экзотика. А его расположение диктует форму(и размеры) всей машины. У электромотора с этим полная свобода: его можно поставить продольно, поперечно, внутри центрального тоннеля, да хоть в боковых понтонах, характерных для суперкаров))) И места он займёт меньше, и греться будет меньше в разы. А самое радикальное - мотор-колёса. С ними дизайн кузова не ограничен вообще ничем. А из этого вытекают два следующих преимущества...
3. Комфорт
Электромотор почти не шумит. Да, на холостых современный ДВС тоже бывает непросто услышать. Но это достигнуто ценой десятилетних усилий, и до сих пор свойственно, в основном, дорогим моделям. На 6000 тысячах оборотов любой ДВС уже перекричит электромотор. От последнего же - ни шума, ни вибраций, ни малейших толчков при переключениях - которых нет))
Дополнительное место в салоне, в том числе и для ног, тоже порадует, наверное, всех) Ну а про лёгкость управления тягой я уже говорил)
4. Управляемость.
Конечно, революции в ней не будет, но...
У электромобиля, благодаря тяжёлой батарее под полом, очень низкий центр тяжести. Электромотор также невысок, и позволяет расставить колёса по углам кузова. А уж возможность филигранно дозировать тягу каждого колеса - роскошный подарок и для активной безопасности, и для стремительного разгона, и для управляемости в критических режимах)
5. Надёжность.
При прочих равных, электроавто всегда надёжнее авто с ДВС. У него нет трансмиссии, его двигатель прост, и не "радует" кузов и подвеску вибрациями и высокой температурой, он почти не требует обслуживания. Тормозит электромобиль "до последнего" с помощью рекуперации, так что ресурс тормозных колодок тоже увеличится в разы. И даже если потребуется ремонт - электромобиль куда проще сделать блочной конструкции, так что времени он займёт немного, и будет, скорее всего, дешевле ремонта "бензоглота")) Недаром ресурс троллейбуса куда выше ресурса автобуса - с электромобилями будет так же.
6. "Я в любые двери вхож..."
Нулевой выхлоп - это не только безопасность для здоровья. Это ещё и возможность ездить там, куда авто с ДВС путь заказан: по паркам и заповедникам(хотя, конечно, далеко не по всем)), а также внутри помещений. Для обычного авто необходим вентилируемый гараж. Но и в нём есть риск умереть от выхлопа, по каким-то причинам не заглушив мотор. Электромобиль же можно припарковать прямо в широкой прихожей)) Уверен, во времена массового шествия "электричек" по планете, будут и дома с прихожей под розеточные авто)
7. Экономичность.
Про тормозные колодки и общую надёжность я уже говорил) но это не единственная статья экономии. Электромобилю не нужны(или почти не нужны) антифриз, масло, фильтры(кроме салонного), свечи, ремни, сцепление, и конечно же, бензин. Стоимость же зарядки, по сравнению со стоимостью заправки, если брать, к примеру, российские цены на бензин и электричество, ниже примерно в десять(!!!) раз. Есть, над чем задуматься, правда??
8. Безопасность.
Про активную безопасность мы уже говорили. Но и пассивная - на высоте... Электромобиль проще сконструировать так, чтобы при аварии тяжёлый силовой агрегат не входил в салон, круша всё вокруг, а процесс зарядки менее вреден и взрывоопасен, чем процесс заправки... К сожалению, сама литий-ионная батарея умеет и гореть, и взрываться(( Но на ней свет клином не сошёлся, перспективные графеновые батарейки вряд ли переймут "взрывной характер")) Да и обычный подкапотный аккумулятор тоже умеет взрываться - от перезаряда, например) Хоть и с небольшим перевесом, этот раунд - также в пользу электроавто)
Ну и наконец, экология... Да, производственный цикл электромобиля даже "грязнее" бензинового. Основной источник яда, и при производстве, и при утилизации - разумеется, батарея. Но технологии не стоят на месте) Уверен, можно сделать батареи более экологичными в десятки раз. Да и перерабатывать их никто не запрещал)
К производству электроэнергии тоже есть вопросы, ведь, в основном - она тоже вырабатывается с помощью сжигания ископаемых. Но есть два важных момента: во-первых, ТЭЦ можно(и нужно!!) замещать другими видами генерации, те же АЭС имеют высокие перспективы, понемногу просыпается практически неисчерпаемая термоядерная энергия, да и солнечные технологии добычи электричества не стоят на месте)))
Во-вторых, даже ТЭЦ, которая гадит - она гадит в одном, отдельно взятом районе. И на её трубу тоже можно поставить катализатор и сажевый фильтр, соответствующих размеров)) А он будет в сотни раз дешевле, чем миллионы таких же фильтров под кузовами авто... Чистый выхлоп позволит свободно дышать именно в городах, где живёт основная часть цивилизованного мира(а будут жить ещё больше).
Резюме: авто с ДВС обречены. И не из-за выхлопа(хотя и из-за него тоже). Просто электромобили ГОРАЗДО лучше. И по техническим характеристикам(как вам мотор в 700 сил на "обычном" седане, требующий "за полный бак" всего рублей 300??), и по комфорту, и по надёжности. Они лучше практически во всём. И будущее - только за ними.
P. S. Самый неудобный момент. Зарядка.
С запасом хода уже сегодня ситуация вполне нормальная. Догоним, и перегоним)) Но вот процесс заправки... Зарядные станции даже в мегаполисах - по пальцам пересчитать, а уж ждать по два часа каждый день...
Всё это решаемо. Сильная политическая воля - и ни одно авто не будет продаваться, пока у покупателя нет для него парковочного места. Оборудованного "медленной" зарядкой, разумеется. За ночь "электричка" подзарядится вполне достаточно для однодневного пробега(а заодно, распространившись в масштабах страны, сгладит проблему дневных/ночных перепадов расхода электроэнергии, весьма неприятную для электростанций). Проблему же быстрой зарядки можно решить не только заменой батарейки целиком. Существует изящнейшая технология потоковых батарей, допускающая как обычную, розеточную зарядку, так и замену "пустого" жидкого электролита "полным", очень похожую на обычную заправку бензином) В том числе - и по времени)))
В заключение... Да, автозарядных станций ещё немного, даже в Москве. А вот много ли в глубинке АЗС с 98-м, например, бензином? Или просто качественным 95-м? 220 же есть практически в каждой захудалой деревеньке. Так что, пусть и небыстро, но электромобиль даже "всеяднее" бензинового.
P. P. S. А чё это все так взъелись на то, что в зимнее время запас хода падает ещё вдвое?? Так оно и будет, если топить салон обычным калорифером)))
А не использовать тепловой насос, суть - кондиционер наоборот: и энергии уйдёт меньше, и КПД выше)))
Конечно, он работоспособен лишь до неглубокого минуса(до -25С, что ли..), а дальше - всё равно нужен калорифер, но... Велика ли доля пробегов по таким температурам?? Даже в России... Можно и примириться с этим)
Ну как, многие ещё хотят ездить на "бензоглоте"??
А в следующий раз я расскажу... почему бензиновые авто исчезнут ещё далеко не завтра))) И не через 10 лет, а через 30-40)))) До встречи на канале!