Найти тему

Мифы в искусстве: образ Персефоны

Оглавление

Персефона — королева подземного мира в греческой мифологии (в римской — Прозерпина), дочь богини плодородия Деметры и верховного Бога Зевса. Красивая и юная девушка понравилась брату ее отца, властителю царства теней и мертвых Аиду. Зевс пообещал отдать ему свою дочь, но не сказал об этом ни Персефоне, ни ее матери.

Данте Габриэль Россетти, «Прозерпина». Создание: 1874 г. В руке Прозерпины — плод граната, коварный фрукт, который повлияет на ее судьбу
Данте Габриэль Россетти, «Прозерпина». Создание: 1874 г. В руке Прозерпины — плод граната, коварный фрукт, который повлияет на ее судьбу

Похищение Персефоны (Прозерпины)

Однажды девушка увидела прекрасный цветок и сорвала его. Как вдруг, появился мрачный Бог Аид, оказалось, что цветок был выращен именно по просьбе бога подземного царства. Так, он похитил Персефону, скрывшись в недрах земли. Сцена ее похищения изображалась многими художниками и скульпторами.

Алессандро Аллори, «Похищение Прозерпины». Создание: 1570 г.
Алессандро Аллори, «Похищение Прозерпины». Создание: 1570 г.
Рембрандт, «Похищение Прозерпины». Создание: 1631 г.
Рембрандт, «Похищение Прозерпины». Создание: 1631 г.
Питер Пауль Рубенс, «Похищение Прозерпины». Создание: 1636-1637 г.
Питер Пауль Рубенс, «Похищение Прозерпины». Создание: 1636-1637 г.

На многих картинах можно видеть атрибут Аида — золотую колесницу, запряженную черными лошадьми, на которой он быстро увез несчастную девушку в подземное царство.

Джованни Бернини, «Похищение Прозерпины». Создание: 1621-1622 г. Мраморная скульптура Бернини, созданная им в возрасте 23 лет, стала эталоном стиля барокко
Джованни Бернини, «Похищение Прозерпины». Создание: 1621-1622 г. Мраморная скульптура Бернини, созданная им в возрасте 23 лет, стала эталоном стиля барокко

Материнская любовь Деметры: возвращение Персефоны

В судьбе Персефоны важную роль сыграла любовь матери. Деметра страдала из-за потери единственной дочери и, разгневавшись на Зевса, покинула Олимп. Когда она стала простой смертной, на земле начались засуха и голод. Громовержец Зевс понимал, что это не может продолжаться, и решил вернуть Деметру любой ценой. Богиня плодородия попросила забрать ее дочь из царства мертвых, где она правила не по своей воле.

Якоб Йорданс, «Подношение Церере, богине урожая». Создание: 1618-1620 г. (Имя Деметры в римской мифологии — Церера)
Якоб Йорданс, «Подношение Церере, богине урожая». Создание: 1618-1620 г. (Имя Деметры в римской мифологии — Церера)

Зевсу удалось выполнить ее желание, но Аид придумал уловку: он дал съесть жене несколько гранатовых зернышек, что сделало их брак неразрывным. Персефона не смогла навсегда покинуть подземное царство, было решено, что на одну треть года она будет возвращаться к супругу.

Фредерик Лейтон, «Возвращение Прозерпины». Создание: 1891 г.
Фредерик Лейтон, «Возвращение Прозерпины». Создание: 1891 г.

Деметра вернула плодородие на земле, но каждый год, когда ее дочери приходилось возвращаться в темное царство, она снова погружалась в уныние, и природа засыпала. Тоска Деметры и ее пробуждение привели к смене времен года.

Текст: Виктория Маслова

Какие ещё мифологические образы вы часто встречаете в искусстве?