Такую роль можно считать большой актерской удачей.
Есть у Ильи Авербаха фильм "Монолог". Многосоставное непростое произведение. В главной роли профессора Сретенского - Михаил Глузский, профессорскую внучку играет очаровательная Марина Неелова, а в роли дочери Таси выступила Маргарита Терехова.
Я считаю роль Таси лучшей в фильмографии Тереховой. Фильм снимался в 1972 году, Маргарите было всего 30 лет. Она достаточно молода, чтобы абсолютно войти в образ семнадцатилетней безбашенной девчонки. Но дальше ей предстояло сыграть тридцатилетнюю и сорокалетнюю женщину. Причем, женщину с непростым прошлым, тусклым настоящим, но верящую в будущее.
Явление первое. Тасе семнадцать.
"- Я Тася! Я буду здесь жить. Мама сказала, чтобы ты готовил меня в университет. Мама сказала, что ты по-прежнему не женат, это правда?"
Заметьте, не "я приехала поступать", а "мама сказала, чтобы ты готовил..." Тасе не особенно интересно, чем занимается отец - ремонт в комнате и платье из занавески куда интересней.
Профессор Сретенский не видел дочь много лет. Жена ушла от него с годовалой девочкой на поиски личного счастья и больше не появлялась в жизни ученого.
"- Я был чертовски сметлив, а она - обыкновенная. Я читал книги с восторгом или презрением, а она - обыкновенно. И только единственное, в чем у нее было преимущество, это то, что я ее обожал, а она меня - нет."
Можно представить, как по прошествии времени практичная мать по-хозяйски отправляет взрослую дочь к отцу (не женат, живет один в большой квартире, профессорская зарплата).
Тася красивая, легкая, беззаботная. Со своей провинциальной непосредственностью она совершенно не вписывается в интеллигентный аристократичный Ленинград. Ее удивляет речь отца ("как смешно ты говоришь!") Но Сретенский уже любит Тасю, как когда-то любил ее мать.
Явление второе. Тасе что-то около тридцати.
Она вышла, замуж, родила дочь, развелась, едет за новым мужем в неведомую даль. И точь-в-точь, как ее мать, увозит ребенка от отца. Только, почему-то подкидывает девочку не бабушке, а дедушке, "самому родненькому, самому доброму".
"- Папочка, ну похлопочи, ну стань ты, наконец, практичным человеком!"
Бабушка, похоже, отказалась сидеть с внучкой. Она знает цену тасиным обещаниям: "не надолго, с ней не будет трудно". Поэтому маленькую Ниночку будут воспитывать дедушка и тишайшая Эльза Ивановна, а Тася стремительно исчезает.
В этом эпизоде Терехова сыграла повзрослевшую, слегка уставшую, но еще молодую сильную женщину. Актриса изменила пластику героини, у нее теперь даже другой взгляд. Движения стремительны, точны. Быстрее сбросить обузу и вперед - к новому счастью!
Явление третье. Прошло шестнадцать лет.
Тася приехала навсегда. Счастья не случилось, нужна тихая пристань.
"-Что твой муж?
-Я его оставила. Не хотела писать, чтобы не огорчать. У меня был другой человек, мы с ним расстались. Как чудесно, что на свете есть старый папка, который все поймет и все простит!"
Она приехала к отцу и дочери за любовью и пониманием, которых, по совести говоря, не заслужила. Это совсем другая женщина, усталая, разочарованная, погрузневшая. Хотя все еще привлекательная. Счастья не будет. В финале скучная жизнь с тихим добрым Вадиком и воспоминания о былых страстях.
Спасибо за внимание и понимание. Поддержите мой канал. Буду рада комментариям и замечаниям.
Все фото взяты из открытых источников.