Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Цой умер. Диагноз «Кэша» и размышления о русском роке

В 2020 году исполняется 30 лет с момента смерти легендарного музыканта, выдающегося представителя русского рока Виктора Робертовича Цоя. Всё это время отечественная рок культура живет в процессе осознания свершившегося исторического факта. Арбатская стена в российской столице свидетельствует об обратном: личность музыканта стала культовой, а в сердцах поклонников русского рока музыкант остается «вечно живым». В меломанское сознание прочно внедрилась фраза «Цой не умер, он просто вышел покурить». Она во многом отражает наше отношение к динамике отечественной рок-культуры.

И вдруг, от одного из ярких представителей российской рок-тусовки мы слышим:

«В моей голове звучит навязчивый зуммер. Цой умер. Цой умер».


Попробовал бы кто-нибудь спеть такое лет десять-пятнадцать назад – гневу киноманов не было бы предела. Эти строки зазвучали в 2019, песня наделала много шума. Автору всё равно пришлось объясняться за неё, но, по большому счету, в реалиях современного времени хит-фраза песни прозвучала как «Диагноз».

Песню «Цой умер» спела группа «Модем», она вошла в прошлогодний альбом коллектива «НапереCORE». Что же это за группа такая, чем они известны и почему «посягнули» на имя выдающегося музыканта, ставшего иконой и легендой для многих поколений.

Игорь "Кэш" Лобанов исполняет песню "Цой умер". Выступление группы "Модем".
Игорь "Кэш" Лобанов исполняет песню "Цой умер". Выступление группы "Модем".

«Модем» - это то, что вставляется в СЛОТ, а точнее, в данном случае, вынимается из него. Метафора очень уместна. Создателем и лидером коллектива является Игорь Лобанов, более известный в российских рок-кругах под прозвищем «КЭШ». По своему «основному месту работы» он - вокалист ведущей отечественной альтернатив-металл группы, где поёт на пару с Дарьей «Нуки» Ставрович. Сольное творчество КЭШа в «Модеме» требует отдельного разбора, который рано или поздно выйдет на канале. Сейчас же сконцентрируемся на конкретной композиции, которая, как мне кажется, стала знаковой и для группы, и для всей отечественной рок-культуры.

В первые дни 2020 года в сети появился клип на песню «Цой умер». Критики и меломаны отметили высокое качество и «глубокую идею», которая передается через видео. Клип действительно существенно дополнил содержание композиции. Посыл, заложенный в неё музыкантом, прозвучал ещё громче и объемней. То, что клип вышел в год тридцатилетия смерти Виктора Робертовича тоже символично. Итак, о чем же спел КЭШ, что он хотел донести этой песней, и как фанаты поняли его посыл?

Игорь Лобанов на отечественной рок-сцене фигура неоднозначная, с одной стороны, он одна из звезд альтернативной рок сцены, а,с другой стороны, в адрес музыканта в составе «Слота» всегда летело немало критики. В контексте культурного феномена, называемого «русским роком» сама по себе русскоязычная альтернативно-металлическая сцена представляется феноменом противоречивым. Услышав от альтернативщика Лобанова фразу «Цой умер», многие рок-фанаты, живущие в привычной системе координат, закономерно набросились на музыканта, обвиняя его в том, то он решил «хайпануть» на имени великого музыканта. «Кто он такой, чтобы трогать Цоя». Утверждение «Цой умер» трактовалось как попытка «доказать собственную самость», продемонстрировав незначимость классического рока, который уже «умер».

Здесь мне хочется встать на защиту КЭШа, такое однобокое понимание посыла песни верно лишь отчасти. Давайте внимательно вслушаемся в хит-фразу. Она звучит как мантра, рефрен создает ощущение аутотренинга, самовнушения. Не случайно в тексте поётся про то, что в «голове звучит устойчивый зуммер». Эта песня – некоторая точка осознания. Лобанов, представляющий несколько обособленное от магистральной линии русского рока движение, вовсе не хотел опорочить Цоя. Напротив, в своём интервью он сказал, что со всем уважением относится к творчеству этого музыканта, называет его самым ярким автором, который «безвременно ушел от нас». В словах КЭШа чувствуется связь его собственного творческого я с тем духовным бэкграундом русского рока, который строится на привязанности к Цою.

На «внешнем» уровне, вспоминая музыку «Слота» и «Модема», связь с трендом, порожденным Виктором Цоем, мягко говоря, не очевидна. Однако, позиция музыканта и его трактовка образа Цоя в очередной раз доказывает, что русская рок культура, подпитываемая многочисленными явлениями с запада всё же произрастает из одного корня, упрятанного в недрах советского музыкального андеграунда. Явление Цоя – одна из важных «культминационных точек» в истории отечественной рок-музыки.

В образе Цоя и сам автор песни и слушатели увидели не столько конкретного музыканта и человека, который биологически действительно уже очень давно умер, а некий обобщенный образ, явление в отечественной музыки называемое «русским роком» как таковым.

Важное значение для понимания посыла песни и позиции автора имеет история создания трека, доказывающая, что КЭШ не хотел никого принизить. К написанию песни музыканта подтолкнули вполне конкретные обстоятельства, а именно «дележка наследства» Виктора Цоя. Игорь рассказывает, что когда он столкнулся с этой историей, ему стало «тошно» от того, как дербанят наследие человека, ушедшего уже давно и ставшего «культовой фигурой». «Мне искренне захотелось, чтобы Цой был жив, но в голове звучала фраза: Цой умер», - рассказывает музыкант.

Оттолкнувшись от неприятной истории, музыкант вышел на более высокие духовные материи, сделав Цоя «символом» целого поколения, коим он, собственно говоря, и является. В своей песне КЭШ поёт о том, что российская музыка «застряла» в предыдущей эпохе, и то, что сейчас происходит в русском роке, напоминает «пляски на костях». Объективно говоря, сложно с ним не согласится. Музыкальные реалии сильно изменились, и то, что мы привыкли называть русским роком, сегодня живет скорее прошлым, чем настоящим и тем более будущим. Как раз сейчас, через 30 лет после гибели музыканта начинают появляться «новые ростки», русский рок достигший своей максимальной популяризации в начале 2000-х, последние 15 лет усиленно пытался вписаться в новую систему координат. И конец 10-х – начало 20-х это своего рода точка невозврата, и пришло самое время для того, чтобы спеть «Цой умер».

Очень метафоричен клип, обыгрывающий эстетику Северной Кореи, которая также живет прошлым и молится над портретами вождей. «Перемены», которых так просил сам Виктор Робертович, наступили, но «старым рокерам» сложно их принять, а не принять уже невозможно. Клип заставляет нас задуматься о том, что русской рок, подобно северокорейцам, живет под портретами Цоя и Летова, паразитируя много десятилетий на их наследии и с каждой новой смертью легенды добавляя портрет в этот пантеон. Последним таким «портретом» стал Михаил Горшенев, ушедший в 2013 году.

Клип доносит до нас мысль о том, что история незыблема, её надо чтить и помнить, опираться на неё, но при этом жить дальше, а не «консервировать» то, что уже невозможно законсервировать.

Ещё в 2003 году панк Чача Иванов спел о том, что рок-н-ролл мертв. Но рок-н-ролл в лице «магистральной линии русского рока» напротив расцвел и стал саундтеком эпохи, 2000-е это кульминация и начало агонии. Сегодня же с уверенностью можно сказать, что того культурного феномена, который мы привыкли называть русским роком, уже нет. Это не значит, что в России больше вовсе нет рок-музыки, она есть и она остается важным элементом фундамента, но «жить и петь», как раньше, сегодня уже не получится. И это мы можем наблюдать исходя из того, как развивается творчество «корифеев» рок-музыки и артистов 2000-х годов. У нас развивается и видоизменяется рок андеграунд, принимая «в условиях ю-туба» другие правила игры. Появляются новые имена, опирающиеся творческими корнями на фундамент 20-30 летней давности, но при этом добавляющие музыки свежести. Разговоры об агонии рок-музыки преувеличены, но это уже несколько другая музыка.

Возвращаясь к клипу и песне КЭШа и подводя итоги, хочется очень кратко и примитивно выразить основную мысль «Цой велик, но он умер. Давайте жить дальше». За смелость и за констатацию этого факта Игоря Лобанова стоит уважать. Он в метафорической, свойственной творческому человеку манере ,озвучил то, что большинство осознанных меломанов давно уже понимало, но вслух сказать не решалось.

PS: В материалах, представленных на канале автор излагает своё видение проблем и ситуаций связанных с музыкой, не стремиться кого-то оскорбить или навязать свою точку зрения. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной науки чем музыковедение!

Спасибо, что дочитали до конца! Вам понравилась публикация? Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал.

До новых встреч в следующих статьях.