Найти тему
Алексей Масленников

Зачем мастера на болты смазку наносят.

Хочу затронуть, казалось бы, простую, но в тоже время, вдруг, оказавшуюся, обширной тему: нанесение лубриканта на резьбовое соединение. Почему-то редко встречал статьи на эту тему, поэтому информация, представленная ниже, является плодом субъективным, выведенным опытным путем и личными умозаключениями. Чтобы не захламлять статью лишними буквами, перейдем сразу к сути вопроса.

Область применения. Первый вопрос, на который нужно ответить, чтобы определить места применения: для чего нужно использовать лубрикант в резьбовых соединениях? Цель, которую мы преследуем – это защита соединения от попадания влаги воздуха на поверхности сопрягаемой пары. Говоря простым языком – наличие слоя смазки в резьбе, защищает сталь, из которого изготовлены болты и гайки, от образования коррозии (ржавчины). Также есть смысл наносить пластичную смазку на поверхности с малым зазором в концентричных цилиндрических парах (например внутренняя поверхность втулки сайлентлока и тело болта). А это, в свою очередь, ведет к облегчению демонтажа по прошествии определенного времени использования (легче открутить в последствии). Поскольку в наших с вами квартирах/домах, таких условий нет, то и смысла применения тоже нет, а вот в любимых нами железных конях, много мест, где просто необходимо применять данный лайфхак (ввернул модное нынче словечко). Это касается, в первую очередь всех элементов подвески, так как именно под днищем автомобиля присутствует самая агрессивная среда (влага, пыль, реагенты). И раз уж, мы любим сами производить ремонт своих автотранспортных средств, то почему бы не делать его с применением правильного тех.поцесса и культурой труда, который, к тому же, в будущем упростит (опять же нам самим) проведение работ по сборке/разборке этих узлов.

-2

Количество наносимого слоя лубриканта. Естественно, что нельзя ответить на этот вопрос с применением точных величин (миллиграммов например) для каждого соединения. Потому, исключительно – на глаз. Для этого просто стоит представлять у себя в голове, что основная задача – защитить поверхности сопрягаемых резьбовых соединений на длину соединения (L) и объем, который заполняет лубрикант в между витками резьбы. Ведь здесь, как говорится: сильно хорошо – тоже не хорошо. Во-первых: оставшаяся в открытом месте пластичная смазка, очень быстро впитает на свою поверхность всю пыль, а во-вторых: смысла тратить больше, чем нужно нет.

-3

Технологический процесс нанесения. Естественно, что все поверхности должны быть чистыми. Обезжиривать, конечно, не стоит, ибо это уже дикий и не нужный фанатизм, но потратить 5 лишних минут на очистку, лично я думаю – не большая потеря времени. А вот нанесение распыляемой смазки (например WD) на поверхности, будет весьма полезной процедурой, которую стоит провести. Нанесение пластичного лубриканта выполнить непосредственно перед монтажом крепежных метизов (болтов, гаек, шпилек и т.п.). Излишки протереть и радоваться проделанной работе.

Что именно наносить. По возможности, на мой личный взгляд и опыт, лучше всего подходит медно-графитовые лубриканты (для этих задач производители их и выпускают), но при отсутствии можно воспользоваться любой другой пластичной смазкой (хоть тот же Литол).

Мифы и заблуждения.

1. Миф номер «раз»: Резьбовое соединение будет откручиваться в процессе эксплуатации. Опровержение: Резьбовое соединение удерживается за счет момента затяжки. Чем сильнее мы вращаем гайку – тем сильнее стягивается соединение (тоже самое можно увидеть/почувствовать в тисках). Соответственно, сила, действующая на соединение – находится по длине болта/шпильки.

2. Миф номер «второй»: «Да я мазал, а он один хрен прикипел». Опровержение: естественно, что нанесение смазки не даст 100 % гарантии на то, что в будущем коррозия не проявится. Но, зато, «затянуть на сухую» - 100% приведет к этому. К тому же, это такая мелочь, что не требует особых затрат (как финансовых, так и по времени), что не пренебрегать ей глупо – это раз, и непрофессионально – это два (Культура производства – есть добросовестное отношение к мелочам, которое характеризует профессионала. А то у нас считается, что крутить гайки – много ума не надо, а потом жалуемся, что отсутствует квалифицированный персонал в этой области).

Итак, резюмируя выше сказанное, хочется пожелать всем: внимательно и вдумчиво относиться к, казалось бы, мелочам; думать заранее о будущем, а не жить сегодняшнем днем; получать удовольствие от побед самостоятельного труда-творчества.