На заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде начали сборку фюзеляжа первого серийно производимого пассажирского самолета Ил-114-300. Эти лайнеры должны взбодрить рынок региональных перевозок в РФ.
На «Соколе» сделают семь отсеков фюзеляжа, которые затем передадут для окончательной сборки на авиазавод корпорации «МиГ» в городе Луховицы. В производстве Ил-114-300 также участвуют заводы ВАСО (Воронеж) и «Авиастар-СП» (Ульяновск).
По информации сайта ОАК, Ил-114-300 сможет принимать на борт до 64 пассажиров и с полной загрузкой летать на расстояния до 1900 км. Предполагается, что самолёт даст толчок развитию региональных авиаперевозок в России и заменит на этом рынке старые добрые Ан-24/26, а также зарубежные самолёты — например, ATR 42 и ATR 72, коих немало летает в авиакомпаниях UTair (15 бортов ATR 72) и Nordstar (5 бортов ATR 42).
«Самолет Ил-114-300 предназначен для замены на внутренних авиалиниях импортных самолетов аналогичного класса (ATR-42, ATR-72, Q400) и старых типов самолетов Ан-24/Ан-26», — сказано на официальном сайте ОАК.
Bombardier Dash-8 Q400 есть, например, у дальневосточной дочки «Аэрофлота», авиакомпании «Аврора» (5 штук).
Разработчики утверждают, что Ил-114-300 (как и Ан-24) сможет работать на грунтовых взлётно-посадочными полосах. Но в отличие от тех же Ан-24 и ATR 42/72 (французско-итальянским лайнерам разрешили садиться на грунтовые полосы в России в 2013 году) самолёт Ил-114-300 является низкопланом (крыло проходит через нижнюю часть фюзеляжа) — и это вопрос, насколько реально он сможет использоваться на грунтовых ВПП.
На Ил-114-300 ставят отечественные турбовинтовые двигатели ТВ7-117СМ, разработанные питерской компанией «ОДК-Климов». Мощность такого двигателя составляет 2650 л.с. В будущем планируют унификацию производства с военно-транспортным Ил-112 — на обе машины ставить модернизированные ТВ7-117СТ мощностью 2800 л.с.
По вместимости Ил-114-300 выигрывает у ATR 42 (64 пассажира против 50), но немного уступает ATR 72 (74) и Bombardier Dash-8 Q400 (до 90).
Стоимость Ил-114-300 остаётся неизвестной, предварительные оценки — в районе 1 млрд рублей. Это дешевле, чем у конкурентов:
- Dash-8 Q400 1,4 млрд рублей
- ATR 72-600 1,3 млрд рублей
- ATR 42-600 1,2 млрд рублей
- Ил-114-300 1 млрд рублей
Но, похоже, не все компании будут готовы приобретать Ил-114-300 за такую сумму.
«Каждая эксплуатация воздушного судна выливается в историю лизинговых платежей. Грубо говоря, 1 млрд рублей - это $150 тыс. в месяц лизинговая ставка. Наши самолеты Bombardier Dash-8 Q300/400 идут по ставкам в два раза ниже. Мы за обновление флота, за нашу российскую технику. Но все это выливается в серьезную стоимость, несопоставимую с магистральными самолетами», — комментировал гендиректор авиакомпании «Якутия», владеющей несколькими Bombardier DHC-8.
C 2022 года производители Ил-114-300 планируют строить по 12 таких самолётов в год. Интересно будет посмотреть, как покажет себя этот самолёт на рынке.