Найти тему

Почему мы оставляем школьников в беспомощном состоянии?

Оглавление

БЕСПОМОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна.

Нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-н. для себя. Б. ребенок. Больной беспомощен. Быть в беспомощном состоянии.
Словарь Ожегова

Прежде чем начать…

Дети нас не слышат.
Дети на нас смотрят.
Омар Хайям

Воспитанных детей
наказывать не за что.
С ними можно дружить.
Личное наблюдение.

Дети не обладают достаточной силой воли для организации занятия спортом.

Утренняя зарядка должна выполняться родителями вместе с детьми ежедневно.

  • Исключение может быть только в случае, если ребенок занимается в спортивной секции. Тогда утренняя зарядка должна делаться по рекомендации тренера.
  • После зарядки – процедуры закаливания.
  • В любое установленное распорядком время (лучше утром) – зарядка для глаз.

Дети не в состоянии правильно организовать свое время.

Распорядок дня ребенка – это забота родителей.

  • Распорядок дня нужно составить вместе с ребенком.
  • Распорядок дня должен быть написан на бумаге.
  • Распорядок дня должен быть у ребенка на его учебном месте.
  • Родители должны контролировать выполнение распорядка дня.
  • Выполнение распорядка дня нужно сделать таким же спокойным и неизбежным, как восход солнца.
  • В случае срочных дел, не входящих в распорядок, ребенку нужно подсказать, какие дела из распорядка должны быть выполнены непременно, а какими можно пожертвовать.

Дети не умеют собирать свой портфель.

Научить ребенка собирать портфель должны родители.

  • Составьте список того, что должно быть в портфеле на каждый день занятий в соответствии с расписанием
  • Каждый вечер ребенок должен убирать из портфеля лишнее и добавлять нужное, по списку. Вы – контролируете.
  • Утром собирать портфель нельзя.
  • Совместные сборы портфеля нужно продолжать примерно месяц, до вырабатывания привычки.
  • Контроль своевременности и правильности сбора портфеля нужно периодически проводить в течении всей учебы в начальной школе.

Дети не могут организовать выполнение уроков.

Родители обязаны выработать у ребенка эффективные приемы выполнения домашних заданий.

  • Проведите хронометраж выполнения домашних заданий. Замерьте время работы и время отвлечений. (бывает 1:4)
  • Не давайте ребенку отвлекаться, плавно возвращайте его к учебе.
  • Научите ребенка разбивать уроки на отдельные части. (предметы, задания). Приучите «погружаться» в работу, выполнять выделенную часть работы без отрыва.
  • Делайте короткие перерывы по 5 - 10 минут (только не 5 мин переходящие в 50).
  • Выработайте у ребенка ощущение «Сделал уроки и свободен».

Дети не могут вырабатывать навыки, когда за них все делают родители.

Нет большей жестокости, чем вырастить беспомощное существо и бросить его в пучину жизни.

На берегу плавать не научишься
Поговорка

  • Ребенок должен всегда ощущать Вашу поддержку.
  • Нельзя ребенку давать чрезмерные для его сил задания (см. фильм Возвращение).
  • Вы должны помогать ребенку преодолевать трудности.
  • Вы не должны за него учиться и делать другую работу.
  • Если Вы найдете грань между моментами, когда нужна помощь и моментами, когда нужна требовательность, можете слово «воспитатель» в отношении себя писать с большой буквы.

Дети не могут организовать свой досуг.

Ребенка нужно учить отдыхать.

Бестолковый отдых утомляет хуже работы
Русская пословица

  • Фокстерьеру по рекомендации кинологов нужно пробегать не менее 7 км в день, чтобы оставаться здоровым. Сколько нужно движения ребенку?
  • В советское время ученик начальной школы гулял в среднем 5 ÷ 7 часов в день
  • Сравните современные компьютерные игры по количеству контролируемых объектов и количеству принимаемых решений в минуту с работой авиадиспетчеров.
  • Развивающая роль компьютерных игр – ложь. Развитие идет на первом уровне игры. Далее выполняются действия по шаблону, как на конвейере. Мозг отключается от мыслей и утомляется от однообразия.
  • В семьях, где приняты совместные с детьми интеллектуальные игры, вырастают более успешные дети.
  • Нужно найти осознанный баланс интеллектуального и физического отдыха.
  • Организация досуга детей – задача родителей.

Дети не знают, что нужно читать и что нужно смотреть.

Круг чтения и круг просмотра кинофильмов должен направляться родителями.

Пока не попробуешь,
«вкусно» не скажешь
Поговорка

Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что - почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
В. С. Высоцкий

Тысячи мальчишек, прочитав книгу Каверина «Два капитана» связали свою жизнь либо с морем, либо с небом. В том числе мой отец, подполковник авиации. Значит, действует.

  • Обсуждение фильмов и книг – прекрасная возможность повлиять на мировоззрение ребенка и наладить с ним отношения.
  • Не будьте навязчивы.
  • Для начал, предложите детям 10 лучших фильмов для просмотра и 10 книг для чтения. Потом пойдет само собой.

Дети не знают, зачем нужно учиться.

Первоклассник - достаточно взрослый человек, чтобы задуматься о своем будущем. Ему нужно ненавязчиво помочь в этом.

  • Можно иметь совершенно различный взгляд на цель в жизни, но образование нужно в любом случае.
  • Разговоры об успешных троечниках есть ложь, так как умалчивается то, что на одного успешного троечника – 20 «севших в лужу». Кроме того, своего успеха троечники, как правило, достигают «за счет других».
  • В голливудских фильмах – культ профессионала, в Японии – культ профессионала, в Советском Союзе был культ профессионала, в том числе в рабочих профессиях.
  • Если не считать детей очень хорошо обеспеченных родителей, которым будущее обеспечено «по рождению» и обманщиков всех мастей, уверенная, обеспеченная жизнь гарантирована только профессионалу, не важно в каком деле.
  • Рассказывайте детям об успешных, образованных людях на примерах.

Дети не могут сами себя подготовить к школе

Самостоятельный – значит, готов к школе

  • Читать и писать могут научить и в школе, но…
  • Ребенок должен уметь себя обслуживать:

· завязывать шнурки и застегивать молнии на одежде;

· уметь выполнять правила гигиены;

· не терять свои вещи.

  • У ребенка должна быть развита мелкая моторика. Мелкие конструкторы, мозаики и тому подобное Вам помогут.
  • Ребенок должен уметь запоминать стихи.
  • Верх - низ, право – лево. Знать нужно твердо.
  • Правильная речь – залог правильного письма. Логопеды Вам в помощь.
  • Учиться никогда не поздно.

Дети не знают норм общения

Основная причина стресса детей в школе – неумение общаться.

· Искусству общения человек учится всю жизнь.

· Агрессор, забитая тихоня, хвастун, клоун, попрошайка, нытик, эгоист. Таким детям всегда тяжело живется в коллективе.

· Борьба со школьными правилами не легче борьбы с ветряными мельницами, причем с той же эффективностью.

· При разборе «полетов» всегда спрашивайте у ребенка: чего он хотел добиться в общении и что получилось. Пусть анализирует.

· Учите детей гасить конфликты, а не создавать их.

· Учите детей вежливости.

· Слова «честь» и «достоинство» не должны быть для ребенка пустым звуком.

· Объясните ребенку, что тот, кто всегда тянет все на себя, может выиграть в мелочи, но, когда дело дойдет до действительно серьезных вещей, все будут против него.

· И пусть его «Да будет Да, а Нет, будет Нет».

Дети не могут распоряжаться домашними деньгами.

Не экономьте на детской самооценке.

· Несвоевременная оплата еды в столовой – это психологическая травма ребенка. Он вынужден оправдываться за Вас.

· Экскурсии, концерты. Ребенок должен быть в коллективе. Не ставьте его в положение «Все уехали».

· Платные конкурсы, олимпиады. Дайте ребенку возможность проявить себя. Грамоты, сертификаты, даже просто похвала для него важнее побрякушек и безделушек.

· Научите ребенка ценить в людях моральные качества. Научите его очень жестко, пренебрежительно, но без грубости осаживать тех, кто хвастается дорогими побрякушками. Это не их заслуга.

Дети не всегда могут выбрать свое увлечение. Они не могут сами записываться в кружки и секции, особенно платные.

Все дети талантливы по – своему.

Ну как машина? Впечатляет?
– Папа, какой мой любимый цвет?
– Синий.
–Так почему красный BMW.
….
– Что если я куплю тебе мольберт с красками на день рождения?
Трасса 60

  • Дайте возможность детям попробовать себя в разных сферах.
  • Не заставляйте детей выполнять Ваши детские мечты. Дети имеют право на свои желания и мечты.
  • Учтите, если ребенок чем-то занимается по Вашей «настойчивой рекомендации», он может боятся огорчить Вас, сказав, что ему это не нравится. Будьте внимательны к своему ребенку.
  • Не запрещайте детям участвовать в тех кружках и секциях, в которых они хотят. (По возможности).
  • Если хотите увлечь ребенка тем, что нравится Вам, делайте это ненавязчиво. Лучше, если Вы будете заниматься этим совместно с ребенком.

Есть вопросы, на решение которых у детей не хватает компетенции.

Не загружайте детей невыполнимыми задачами.

  • Контроль питания детей в школе, разборки с родителями агрессивных детей – это Ваши задачи.
  • Защищайте своих детей.
  • Но помните: защищая лодыря, драчуна, вруна Вы из ребенка можете сделать монстра. Первыми под «раздачу» вскоре попадете Вы.
  • Учтите: Война с учителем (так же, как и между родителями) ведется на духовном поле ребенка. Постарайтесь не превратить душу ребенка в выжженную, вытоптанную пустыню. Пепел не горит.
  • Если есть проблемы со здоровьем Вашего ребенка обязательно поставьте учителя в полную известность о проблемах. Диета, лекарства, аллергены, первая помощь при приступах. В кризисных ситуациях учитель должен знать, что делать.

Дети не умеют решать проблемы взрослых.

Ну нет у детей ни опыта, ни средств, ни навыков в решении взрослых проблем.

На жеребятах никто не пашет.
Личное наблюдение.

  • Ваши ссор – это Ваши ссоры.
  • Ваши профессиональные проблемы – это Ваши проблемы.
  • Ваши финансовые проблемы – это Ваши проблемы.
  • Проблемы с Вашим здоровьем – это Ваши проблемы.

Если появляется необходимость посвятить ребенка в какую-то из Ваших проблем, постарайтесь сделать это как можно мягче. Подумайте, что Вам дороже: решение проблемы или психическое здоровье Вашего ребенка.