Найти в Дзене
Живопись

Художник Станислав Юлианович Жуковский: пейзажи «гения пространства»

Художник Станислав Юлианович Жуковский едва ли нуждается в дополнительных представлениях и рекомендациях. Классик отечественного пейзажа конца XIX века, один из лучших учеников легендарного Левитана, человек трагической судьбы и неоценимого вклада в русскую живописную традицию.
Жуковский С.Ю., «Пейзаж с рекой», 1900, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Пейзаж с рекой», 1900, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Мартовский вечер», 1904, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Мартовский вечер», 1904, холст, масло

Его работы нередко сравнивали с картинами французских импрессионистов, а сам маэстро подтверждал наличие такого сходства. В самом деле: полотна Жуковского полнятся очень личными, почти интимными эмоциями автора, испытанными при созерцании тронувшего его душу вида. Впрочем, на этом их сходство и заканчивается. Однако, об этом мы поговорим чуть ниже.

Жуковский С.Ю., «Свежий снег», 1912, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Свежий снег», 1912, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Мороз», 1928, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Мороз», 1928, холст, масло

Интерьеры, выполненные рукою мастера, неизменно носят отпечаток его субъективного восприятия, всегда становясь чем-то большим, чем просто группа объектов, объединённая гармонией эстетики. Эти парадные и гостиные комнаты, лишённые какой-либо особенной, нарочитой нарядности, с первого же взгляда транслируют атмосферу праздничной лёгкости и приподнятого настроения.

Жуковский С.Ю., «Большая гостиная в Брасове», 1916, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Большая гостиная в Брасове», 1916, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Былое. Комната старого дома», 1912, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Былое. Комната старого дома», 1912, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Осень. Дорога», 1910, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Осень. Дорога», 1910, холст, масло

Ну а что касается пейзажей... Пусть на нас не обижаются верные адепты тех отечественных мастеров, которые на рубеже веков (да и позже) стремились писать русскую природу, подражая манере Моне и Ренуара. Никому из них и близко не удавался тот приём, который так восхищает нас на пленэрных шедеврах Станислава Юлиановича. Да и сам маэстро утверждал, что терпеть не может наблюдать за тем, когда русскую природу пытаются запихнуть в формат модного пленера а-ля Поль Сезанн.

Жуковский С.Ю., «Брошенная терраса», 1911, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Брошенная терраса», 1911, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Стога», 1897, ученическая работа, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Стога», 1897, ученическая работа, холст, масло

Жуковский — настоящий гений воздуха. Пространства и объёма, заполненного одним только аэром. Там, где у его именитых западных коллег по творческому цеху имеет место простая фоновая игра света и цвета, связующая воедино ключевые доминанты полотна, Станислав Юлианович творил магию Солнца и облаков, хрустальной предзакатной тишины или тихой песни ветра, заплутавшего в верхушках деревьев.

Жуковский С.Ю., «Последние астры», 1912, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Последние астры», 1912, холст, масло

Обратите внимание, дорогой читатель, как само пространство в рамках работ Жуковского напрочь отказывается «болеть» типичным недугом импрессионизма и «разваливаться» на три-четыре плоских слоя. Она не просто существует в формате трёх полноценных измерений бесконечного пространства, но ещё и норовит «покуситься» на четвёртое. Ведь искусная работа с геометрией каждого объекта, тончайшая проработка «физики» взаимодействия света и тени, работающие «рука об руку» над созданием эффекта перспективы мельчайшие элементы композиции и её же едва ощутимо сменяющиеся (и оттого кажущиеся постоянно смещающимися) полутона — помогают воображению ощутить пейзаж ровно так, как изначально увидел и ощутил его сам мастер.

Жуковский С.Ю., «В парке», 1914, холст, масло
Жуковский С.Ю., «В парке», 1914, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Первый снег», 1944, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Первый снег», 1944, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Зима», 1910, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Зима», 1910, холст, масло

Все эти технические приёмы настолько «плотно» вплетены в полотно, но при этом столь искусно гармонизированы друг с другом, что Вы не замечаете всей этой тонкой и умной игры. Конечно, если не зададитесь такой целью нарочно. Вместо этого может показаться, что прямо сквозь напрочь сломанную «четвертую стену» живописного произведения лицо вот-вот начнёт овевать дуновение прохладного ветерка, доносящего ароматы просыпающегося от зимней спячки леса. Чудится, что до нашего слуха вот-вот донесётся тихий плеск речной волны и скрип досок старенького причала...

Жуковский С.Ю., «Старая усадьба», 1910, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Старая усадьба», 1910, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Весна», 1909, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Весна», 1909, холст, масло

Этот эффект покидает воображение не раньше, чем мы находим в себе силы покинуть взглядом удивительно живое пространство очередного пейзажа кисти Жуковского. Прервать путешествие по его бесконечным просторам, унося в реальный мир томительно-приятное ментальное «послевкусие», оставшееся после свидания с родными просторами. И лишний раз убеждаемся в том, что совершенно заслуженно величаем мастера «гением пространства». Ведь граница перехода меж реальностью и миром живописного произведения Жуковского совершенно неощутима.

Жуковский С.Ю., «Ранняя весна. Беседка в парке», 1910, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Ранняя весна. Беседка в парке», 1910, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Плотина», 1909, холст, масло
Жуковский С.Ю., «Плотина», 1909, холст, масло

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!